17 декабря 2006 года в Иерусалиме открылась юбилейная серия концертов, посвященных 70-летию Израильского филармонического оркестра.
Концерт-открытие был единственным, который состоялся не в городе прописки оркестра, Тель-Авиве, а в столице Израиля. Прозвучали 41-я Симфония Моцарта «Юпитер», Фортепианный концерт Шумана и Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром, солировали блистательные музыканты: пианист Евгений Кисин, скрипач Юлиан Рахлин и виолончелист Миша Майский, дирижировал пожизненный музыкальный директор Израильского филармонического – Зубин Мета.
Об этом концерте, а также о других мероприятиях, связанных с юбилеем рассказывает специальный корреспондент ClassicalMusicNews.Ru Катя Лихт.
Празднование 70-й годовщины оркестра продлится до конца декабря. Месяц выбран не случайно. 26 декабря 1936 года состоялось первое публичное выступление нового коллектива, в то время называвшегося Палестинским филармоническим оркестром. Государство, имя которого он сейчас носит, родится только 12 лет спустя.
Идея создания нового музыкального ансамбля в Эрец-Исраэль принадлежала выдающемуся скрипачу Брониславу Губерману. Правду сказать, он поначалу вынашивал мысль о паневропейском коллективе, считая, что европейские евреи должны продолжать жить в странах рассеяния, но, налаживая связи между собой, послужить своего рода закваской для единой Европы.
К чести Губермана, он быстро понял всю утопичность этого замысла и, главное, опасность, грозящую его соплеменникам в той самой Европе, в самом центре которой уже заявил о себе фашизм. Газовые печи были еще впереди, но Губерман предусмотрительно решил спасти еврейских музыкантов.
Отдадим ему должное: даже вынужденно руководствуясь отнюдь не музыкальными целями, он не забывал о музыке как таковой. И стремился к тому, чтобы создаваемый им оркестр был не только еврейским по составу, но и одним из лучших в мире. Поэтому, не отказывая никому в помощи для переезда в Палестину, в коллектив свой он собирал со всей Европы лучших музыкантов. И в качестве дирижера для первого выступления пригласил не кого-нибудь, а великого итальянца Артуро Тосканини.
“Все билеты были распроданы за несколько часов, и Тосканини согласился сделать генеральную репетицию открытой для публики. За первым концертом последовала первая абонементная серия, и за восемь дней концерты в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе посетили 15000 слушателей, после чего оркестр сразу же отправился на гастроли в Каир и Александрию” (напомню, в тот период Египет был английской колонией)”,
– пишет Йоаш Хиршберг в своей книге “Музыка в жизни еврейской общины в Палестине.1880-1948”.
Любопытно, что сам Губерман в первом сезоне не выступал с оркестром как солист, ибо ему было важно, чтобы внимание слушателей сосредоточилось именно на оркестре. Зато за дирижерским пультом тогда стояли Исайя Добровейн, Малькольм Сарджент, Герман Шерхен.
Тосканини вновь выступил с оркестром в 1938 году, причем если накануне первого своего концерта с Палестинским оркестром он отказался от личного приглашения Гитлера дирижировать в немецком Байрейте, то перед второй серией отменил свои гастроли в австрийском Зальцбурге, оказавшемся в руках нацистов…
В коротком сообщении не перескажешь всю славную историю ИФО. Но нельзя не вспомнить, что во время Войны за независимость еще один гениальный дирижер, Леонард Бернстайн выступал с оркестром под открытым небом перед солдатами и добровольцами. Он и в последующие годы до самой своей смерти оставался верным другом ИФО и Израиля, приезжал сюда в самые тяжелые дни. Не случайно его имя фигурирует сейчас во всех концертных буклетах ИФО, где он назван почетным дирижером 1947-1990 годов.
Все остальные юбилейные вечера пройдут в тель-авивской “Аудитории Манна”. В частности, концерт, который пройдет в самый день 26 декабря с Зубином Метой за дирижерским пультом. И с двумя солистами – пианистом Даниэлем Баренбоймом и скрипачом Пинхасом Цукерманом. Думается, именно их выбрали для этого вечера не случайно: оба израильтяне (хотя и живут за рубежом), оба дебютировали в симфонических программах именно с ИФО.
Вообще состав артистов, приезжающих приветствовать оркестр-юбиляр, подобрался на редкость впечатляющий. Вдобавок к уже перечисленным это маститые дирижеры Курт Мазур, Лорин Маазель, Валерий Гергиев и молодой, даже юный по дирижерским меркам, но фантастически одаренный Густаво Дудамель, пианисты Ефим Бронфман и Раду Лупу, скрипачи Максим Венгеров и Гиль Шахам.
Названный выше Даниэль Баренбойм выступит не только как пианист, но и как дирижер. А в качестве пианиста даст сольный концерт. С сольной программой выступает и Евгений Кисин. Почти все остальные солисты-инструменталисты будут участвовать в камерных концертах, которые тоже пройдут в фестивальные дни.
Тех, кто придет на тель-авивские концерты, ждет еще и мероприятие полуразвлекательного характера. На установленных в нижнем и верхнем фойе шести огромных экранах будет демонстрироваться видеомонтаж из фотографий и киносъемок, запечатлевших яркие моменты из истории оркестра.
Для всех юбилейных концертов выбраны “хиты” симфонического и камерно-инструментального репертуара. В завершающем концерте оркестрового фестиваля прозвучат два произведение, появление которых в одной программе выглядит символично.
Это “Уцелевший из Варшавы” Шенберга для чтеца, хора и оркестра – напоминание о евреях, которые, в отличие от первых музыкантов ИФО, не вняли или не могли последовать мудрым предостережениям Бронислава Губермана. И 9-я симфония Бетховена, в финале которой звучит призыв ко всемирному братству.
Катя Лихт, специально для ClassicalMusicNews.Ru