Одновременно фестиваль стал и организаторским дебютом Ольги Балашовой— это один из тех редких случаев, когда исполнитель сочиняет весь антураж проекта, то есть, приглашает артистов, составляет программу. По своему статусу событие вполне могло бы претендовать на уровень качественного «гламурного» концерта с соответствующей публикой и ценой билета. Однако музыканты, приехавшие в Москву (в большинстве своем— впервые) скорее по зову сердца, чем из иных соображений, предпочли условия благотворительного вечера в пользу грядущей реконструкции Большого зала консерватории.
«Макбет» под раскаты грома
Пригласившая музыкантов Ольга Балашова задумала свой «Il Concerto» как оперный гала, построенный на хитах легкой классики вперемешку с неизвестными страницами кантат и опер Россини. К «Il Concerto» она привезла трех «итальяно веро»— молодых певцов Стефано Ла Колла и Филиппо Пина, а также хорошо известного в Европе маститого Винченцо Таормина, следующий спектакль которого, к слову сказать, состоялся на сцене лондонского Ковент-Гардена.
Благодаря этому трио публика получила возможность лицезреть итальянское бельканто во всех его переливах, от светящегося сладкозвучного тенора Филиппо Пина и сильнейшего, цельного и всеобъемлющего драматического голоса Стефано Ла Колла (стильным аккомпанементом к его арии из вердиевского «Макбета» оказались гром и молнии начавшейся грозы) до роскошного венецианского бархата баритона Винченцо Таормина, неподражаемого в роли Фигаро.
Итальянское дыхание
На этом сильном фоне Ольга Балашова выглядела особенно выигрышно. Воспитанница Института Ипполитова-Иванова и ученица знаменитой примадонны Лучаны Серра, она сумела поймать то самое итальянское дыхание— абсолютно естественное состояние, когда голос звучит как бы сам собой, изливается из самого сердца. Ее колоратурное сопрано таит в себе и мягкость лирического голоса, и глубину грудного меццо, акробатическую гибкость виртуозных пассажей и мощь драматического тембра.
Разумно используя этот арсенал, певица смогла расширить свой репертуар за счет сопрановых партий, например, Виолетты из «Травиаты» Верди. Кроме того, к ее услугам весь исполнительский комплекс, включая сценическое обаяние и актерское мастерство, отточенное в годы учебы в ГИТИСе. Ее Розина из опер Моцарта и Россини, Золушка и Виолетта поражают своей достоверностью и ненарочитостью исполнения.
Оркестру кричали «Брависсимо!»
Что было тому виной— взаимное обожание исполнителей, увлекательность персонажей или наслаждение собственным мастерством, свойственное, как говорят, хорошим певцам, но концерт уже ко второму отделению превратился в азартную музыкальную игру. В заразительную ансамблевую перепалку под демократичным руководством итальянского маэстро Паоло Вальери постепенно втянулся и оркестр «Musica viva». От серьезного баховского зачина и до оперной патетики последнего биса (российского гимна), он менялся прямо на глазах.
Универсальный ансамбль, «Musica viva» обладает удивительным свойством пропитываться дирижерским «я», телепатически считывать его мысль и словно становиться его собственными руками и ушами. Имея репутацию оркестра исторического толка, «Musica viva» в этот вечер стал откровением для своих поклонников: скрипки и виолончель во вступлении к «Травиате» звучали как живые человеческие голоса, и в этом диалоге прочитывалась оголенная суть самой оперы.
Крики «Брависсимо!» раздались после интермедии к опере Масканьи «Сельская честь», где оркестру удалось выплеснуть в зал веристский накал страстей, подтекстом заложенный в этой, в общем-то, пасторальной музыке. После концерта Паоло Вальери признался, что еще никогда ему не работалось с оркестром так легко и с таким удовольствием.
Итальянцы в России
По словам Ольги Балашовой, живущей ныне в Италии, не всякий раз даже на итальянских оперных сценах можно услышать такой слаженный ансамбль хорошо подобранных голосов.
Певица надеется, что ее имя когда-нибудь станет крепким брендом, за которым стоит наивысшее качество. Поэтому поиску хороших голосов она уделяет огромное количество своего времени, посещает массу спектаклей в итальянских театрах, сидит на оперных и конкурсных прослушиваниях. И только ее безупречному вкусу мы обязаны этим великолепным гала.