Режиссер Маттиас фон Штегман имеет двойное гражданство Германии и Японии. Он работал постановщиком Байрейтского фестиваля, много ставил в Новой Токийской опере, в частности, "Кольцо Нибелунгов для детей" продолжительностью всего полтора часа, позднее повторенное им в Венской опере. В России он впервые и признается, что трудился со страстью, поскольку "Дон Жуан" – любовь всей его жизни, произведение о невозможности идеальных отношений между людьми. И его энтузиазм разделили как остальные члены постановочной группы, так и труппа.
Дирижер-постановщик и главный дирижер Екатеринбургской оперы Фабио Мастранжело как раз собирается получать второе гражданство – российское – вдобавок к итальянскому. Художник Саймон Холдсворт живет в Лондоне, диапазон его работ – от "Евгения Онегина" до "Суини Тодда", география – полмира, одной из самых успешных он считает "Мессию" Генделя в Олд Вик.
Фон Штегман поставил "Дон Жуана" как повествование о череде несчастий, которые валятся на одного человека: "Это очень жизненно, и оперу можно назвать "Самый ужасный день в жизни дон Жуана". Она поставлена в первоначальной редакции 1787 года, и вечный вопрос с финалом режиссер решил в пользу оригинала. Действие не заканчивается исчезновением дон Жуана, – в его камзол переодевается Лепорелло, к которому тут же льнет донья Эльвира: пусть дон Жуан умер, но дело его живет.
Порицания за свою любвеобильность герой не заслуживает хотя бы потому, что, похоже, все его любовные приключения – чистая выдумка. Сценограф прекрасно проиллюстрировал знаменитую арию "Каталог красавиц" Лепорелло: слуга перечисляет "подружек" своего господина, тыкая указкой в изображения раздетых красоток из сокровищ мировой живописи, среди которых Маха Гойи, Венеры Ботичелли и Тициана, гаремные красавицы прерафаэлитов и… Мона Лиза.
Даже при самом буйном воображении трудно представить себе роман с последней.
А жилище дон Жуана украшает вензель "DG" (Don Giovanni), также свидетельствующий о его наклонности к пафосу. В постановку удалось привнести такое ценное качество как ирония, и даже наиболее комический персонаж – крестьянин-жених (Владимир Копытов) – смешит не трюками, а точным попаданием в характер.
Моцарт обозначил жанр "Дон Жуана" как "комическую драму", и дух захватывает от музыкальных переходов с трагических высот к фривольным крестьянским пляскам. Эта свобода изложения сохранена и в постановке, потребовавшей от артистов незаурядного драматического мастерства.
Необычность постановки для театра не только в этом: Холдсворт создал фантастические для Екатеринбургской оперы декорации – многоуровневые, динамические, каких в этом театре еще не бывало.
Партию доньи Эльвиры в премьерных спектаклях исполняет итальянка Даниэла Скилаччи. С актерским дарованием, гибким, подвижным и насыщенным сопрано екатеринбургская публика уже знакома. Месяц назад Скилаччи с большим успехом пела в "Травиате" и "Богеме". Моцарт и фон Штегман дали ей возможность продемонстрировать как прекрасно отделанные россыпи колоратур, так и взрывной, подлинно итальянский темперамент.
Ксения Дубичева, "Российская газета"