Тот, кто готовит вокалиста к выходу на сцену, выходит с ним вместе и поддерживает до конца. Когда певцам – цветы и аплодисменты, ему остается скромно стоять с нотами подмышкой за их нарядными спинами. В русской традиции – концертмейстер, в американской тренер – коуч. Коучи восхищаются пианистическим мастерством русских концертмейстеров, концертмейстеры – всесторонним образованием американских коучей. «Очень много у них функций: и режиссерская, и концертмейстерская и лингвистическая, у нас более узко это все происходит», – говорит концертмейстер Светлана Чернова. Джанай Брюггер из молодежной программы Оперы Лос-Анджелеса, Анна Викторова не упускает возможности поучаствовать в мастер-классе американскоих коучей. «Я сама училась за границей, – рассказывает вокалистка Анна Викторова. – Все знают несколько языков, могут подсказать, здесь это редко, а в опере Лос-Анджелеса они работают с Пласидо Доминго, уровень растет». Пол Флойд – оперный коуч со стажем – разбирает с Анной Викторовой и Джанай Брюггер дуэт Лакме и Малики из оперы Делиба «Лакме». Язык, ритм, нюансировка, музыкальность и даже хореография, – всё, что потом выглядит оперной арией, создается при его активном участии. Пол Флойд получил удовольствие от работы с русскими вокалистами. «Мы делали забавные упражнения, вроде такого: петь и высовывать язык после каждой ноты, чтобы больше вовлечь тело в пение, и вообще как-то отпустить ситуацию, не зажиматься так, получать удовольствие», – говорит Пол Флойд. Участники молодежной программы Доминго-Торнтон из Лос-Анджелеса на сцене двигаются посвободней, но втайне переживают, как бы русские коллеги их не перепели. «У Анны по-настоящему сильный голос, – отмечает вокалистка Джанай Брюггер. – Я поначалу даже тушевалась, боялась, как бы мне удержаться на высоте, тут надо быть поаккуратней. Но петь с ней дуэтом по-настоящему интересно, я рада этой возможности». Станислав Мостовой – артист Центра оперного пения Галины Вишневской на российско-амерканских мастер-классах работал над квартетом из «Риголетто» и секстетом из «Лючии ди Ламмермур». «Основное внимание было уделено характеру персонажа и тонкой работе с текстом, и именно с ролью», – рассказывает Станислав Мостовой. И хоть пять дней не так много, чтобы по-настоящему спеться – ансамбль из трех русских солистов и одного американского, под аккомпанемент американского коуча звучит зажигательно.
Эффектным гала-концертом в Москве завершились Молодёжные оперные ассамблеи
Кстати