Выступила первая шестерка музыкантов: Сергей Редькин (Россия), Мария Мазо (Германия) и Рид Тецлофф (США) сыграли в дневном блоке, Илья Рашковский (Россия), Джордж Ли (США) и Люка Дебаргю (Франция) завершили конкурсный день.
По условиям конкурса первый этап второго тура предполагает полноценное сольное выступление, продолжительностью от 50 минут до часа. Участники играют программу по своему выбору, исходя из собственных вкусов и предпочтений (единственное условие – необходимость включить в нее одно или несколько произведений композиторов из опубликованного заранее списка).
В первый же день публике были представлены самые разнообразные стили – от барокко до джаза.
Открывавший день российский пианист Сергей Редькин был единственным, кто решил сыграть во втором туре сочинение Баха – до минорную Токкату, задав тем самым своему выступлению серьезный, философско-интеллектуальный вектор. После лирического блока (листовских транскрипций песен Шуберта) логичным итогом стала Восьмая соната Прокофьева.
Двое следующих участников – Мария Мазо и Рид Теццлоф – компоновали программы, руководствуясь, кажется, исключительно принципом разнообразия. Мазо исполнила Четвертую сонату Скрябина, «Поганый пляс Кащеева царства», «Колыбельную» и Финал из «Жар-птицы» Стравинского и Сонату № 29 Бетховена. Рид Теццлоф представил набор из Прелюдии, хорала и фуги Франка, Седьмой сонаты Скрябина, си минорной сонаты Скарлатти, сонаты американского композитора конца XIX – начала XX века Чарльза Гриффса и джазовых Вариаций для фортепиано Николая Капустина (последние исполнял с явным удовольствием и драйвом).
Илья Рашковский, открывавший вечерние прослушивания, составил программу с некоторым риском, включив в нее сложнейшие сочинения – Фантазию до мажор Шумана и две поздние сонаты Скрябина (№ 10 («Трели») и № 5). Впрочем, довольно скоро стало ясно, что в данном случае исполнитель сделал верный выбор, соответствующий его творческой индивидуальности пианиста романтического склада. Впервые в этот день исполнение – органичное, страстное, полное возвышенной патетики (в Шумане) и экзальтированной экспрессии (в Скрябине) – вызвало эмоциональный отклик у зала, наградившего конкурсанта искренними и долгими аплодисментами.
19-летний американец Джордж Ли ожидаемо сделал ставку на свою феноменальную технику, включив в программу репертуарные произведения концертирующих виртуозов – «Венгерскую рапсодию» № 2 Листа и Вариации на тему La ci darem la Mano из оперы Моцарта «Дон Жуан» Шопена. Оба сочинения он исполнил с невероятной легкостью и блеском. Однако еще в первом туре Ли показал себя пианистом, чей арсенал артистических средств отнюдь не исчерпывается лишь техническим мастерством.
«Вариации на тему Корелли» Рахманинова были масштабны и полны драматических контрастов, а две пьесы Чайковского – «Размышление» и «Салонный вальс – прозвучали нежной лирической интермедией перед заключительным Шопеном. Игра американца произвела должное впечатление на слушателей: пианист покинул зал под бурные аплодисменты и одобрительные крики «браво».
Но настоящую овацию публика устроила последнему участнику – французскому пианисту Люка Дебарг. Тонкий лирик нервического склада он прошел во второй тур, благодаря необыкновенной одаренности (он начал заниматься музыкой лишь в 11 лет!), живости и нестандартности мышления, независимости от существующих исполнительских штампов и при этом завораживающей естественности и трепетности во всем, что он делает на сцене.
Все эти качества в полной мере проявились в его программе, которую открыла фа минорная соната Николая Метнера, а завершил цикл «Ночной Гаспар» Равеля, прозвучавший настоящим откровением. Заметно волнующийся и слегка теряющийся от пристального внимания, музыкант быстро покинул сцену по окончании выступления. Публика же не желала так быстро расставаться с новым конкурсным кумиром и стоя продолжала хлопать даже тогда, когда в зале уже отключили свет.
Елена Чишковская, Пресс-центр XV Международного Конкурса имени П. И. Чайковского