В марте вышел диск «Женские характеры» с фрагментами балетов «Анна Каренина», «Габриэль Шанель» и «Оптимистическая трагедия» на музыку Ильи Демуцкого.
В России композитор известен прежде всего громкими постановками на сцене Большого театра России, где в хореографии Юрия Посохова один за другим увидели свет его балеты-блокбастеры «Герой нашего времени», «Нуреев» и «Чайка».
Однако в его портфолио не менее 150 сочинений, среди которых особое место занимает реализованный совместно с Третьяковской галереей проект оперы «Черный квадрат», значительный корпус хоровых и инструментальных произведений и почти готовая опера для Большого театра «Блистающий мир».
За рубежом творчество Демуцкого, который после Петербургской консерватории учился еще и в Сан-Франциско, регулярно всплывает в разных аспектах, от признания Европейской киноакадемией лучшим композитором Европы – 2016 за музыку к фильму «Ученик» – до уникального сотрудничества с чикагской труппой Joffrey Ballet, впервые за свою 60-летнюю историю заказавшей современному композитору партитуру балета «Анна Каренина».
Именно саундтрек из «Анны Карениной» – копродуционной постановки чикагской труппы с Театром оперы и балета Сиднея (2019) идет на диске первым номером. В эпизоде из второго акта «Италия–Россия» запечатлены параллельные миры двух пар – Анны и Вронского, Кити и Левина.
Тускнеющие в Италии страсти главных героев зеркально отражены разгорающейся взаимностью их российских alter ego. В музыке это выражено эмоциональным полифонизмом и деструкцией «вальса», иллюстрирующей переход от первого акта с его любовными треугольниками (Кити–Анна–Вронский, Каренина–Каренин–Вронский и т.п.) к драматичным дуэтным комбинациям второй части балета.
Следующий блок образуют номера из байопика «Габриэль Шанель», созданного хореографом Юрием Посоховым для прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой. Спектакль проехал по миру, но и на главной российской сцене был показан.
Диапазон музыки в нем огромен: от веселой механистичности «Ателье» до нежной лирики дуэта Коко Шанель с бойфрендом Артуром Кейпелом и от цитат дягилевского балета «Аполлон Мусагет» в номере «Русский театр» до роскошного мюзик-холльного «Дефиле».
Последний трек, представляющий финал спектакля «Оптимистическая трагедия», выпущенного балетом Сан-Франциско, воспроизводит развязку сюжета известной пьесы Всеволода Вишневского в характере мрачных образов Бенджамена Бриттена с той эффектной симфонической маринистикой, которая знакома прежде всего по бриттеновской опере «Билли Бад».
В общем и целом 30 минут балетной музыки дают если не исчерпывающее, то внятное представление о звуковой эрудиции Демуцкого, виртуозно жонглирующего техникой разных музыкальных стилей, причем делающего это не в ущерб обязывающим сюжетам из большой литературы и даже, если угодно, из истории искусства.
Кроме знакомства с творчеством современного российского композитора за чертой тех его произведений, которые доступны отечественной публике, диск «Женские характеры», записанный на средства меценатов в Московском доме музыки Национальным филармоническим оркестром Владимира Спивакова (режиссер звукозаписи Павел Лаврененков), нетривиально преподносит женщинам нашего времени опыты героинь, объединенных исключительным положением в европейской культуре.
При любом соприкосновении с ними – будь то чтение романа и пьесы, изучение исторических реалий, наконец, слушание музыки, столь ошеломительные характеры способны настроить наших современниц на резонанс с самими собой.
Ведь страстные натуры, подобные Анне Карениной, как во времена Толстого, так и сейчас нуждаются в обжигающей стихии «житийного романтизма». Сильные и уверенные в себе женщины, как Шанель, всегда будут стремиться к идеалу высокого искусства, до которого сумеют поднять свое ремесло. А уверовавшие в свою миссию лидеры, как женщина-комиссар из «Оптимистической трагедии», в любом водовороте времен окажутся эмблемой непобедимости.
Елена Черемных, “Независимая газета”