Перед нами сегодня одно из самых креативных по форме и одухотворённых по содержанию изданий легендарного экс-советского лейбла.
Это и демонстрация уровня материала, который имеется «в запасе», и рассказ о том, как музыка может украсить жизнь, и подтверждение мысли, что форма может и должна соответствовать содержанию.
Для внимания к этому релизу есть повод – в прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения одного из величайших скрипачей ХХ столетия – Иегуди Менухина.
Исторические записи, включенные в этот комплект, сделаны в ходе триумфальных приездов музыканта в СССР – в 1945 и 1962 годах. Иегуди в Москве играл с настроением взрывным и всеобъемлющим, энергично и энергетично.
Менухин – старый еврейско-российско-американский скрипач – в моей «карьере» слушателя занимает совершенно особенное место, таких единицы – Сеговия, Рихтер…
Это люди, которые звуком уводят к тому, что много больше человека и много выше правил и слов, причём дорогу прямую – просто каждый называет и понимает её по своему. Скрипку Менухина можно слушать бесконечно, как орган. Здесь есть всё – и вековая тоска и умная радость, и человечность, и мудрость.
Первые два диска – отражение гастролей 45 года, на них царит послевоенная напряженная эйфория. Качество записи, естественно, иногда неидеально.
Скрипач вёз на гастроли популярный материал, соединявший эпохи. На первом альбоме – Сонаты: напряженно романтичная Сезара Франка и взвинченная Клода Дебюсси, «Nigun» Эрнеста Блоха, «Румынские народные танцы» Белы Бартока.
Второй диск рецензент ждал особо – его программа феерична. Это коллекция незабываемых мелодий – синонимов радостной виртуозности и концертной одухотворённости. Тут Камилл Сен Санс – «Интродукция и рондо-каприччиозо», Новачек – «Perpetuum mobile», Пабло де Сарасате – «Цыганские напевы», Антонин Двожак – «Славянские танцы», и опять Дебюсси – «Девушка с волосами цвета льна», а также баховская Чакона из Партиты №2.
С Иегуди играют пианисты Лев Оборин и Абрам Макаров.
Самый серьезный диск – третий (1962). Тут фрагменты и произведения Баха и Бетховена (в том числе из «Крейцеровой сонаты»). Строгость и размеренная задумчивость скрипки соло – особое слушание, особая атмосфера, поддержанная деликатным аккомпанементом Хефцибы Менухин.
Диск №4 (1962) представляет две стороны таланта скрипача, два типа сложности, две сонаты – Бартока и Моцарта. Появляется ощущение единства материала, взятого из разных эпох – как из разных вселенных.
Такие внезапные параллели очень украшают слушание. Диск представился эмоциональным и энергетическим центром коллеции.
На диске №5 (1962) – концерты Баха (BWV 1041, BWV 1042, BWV 1060R) и Моцарта (№5). Это неправдоподобно гармоничная запись, трек-лист формирует правила восприятия.
Бах звучит по-моцартовски легко, а Моцарт по-баховски глубоко и энергично.
Альбом записан с легендарным Московским Камерным Оркестром – дирижёр Рудольф Баршай.
Диск №6 (1962) – вершина виртуозности и романтизма, силы и уверенности. Тут звучат Соната №3 Брамса и концерт Бетховена. Аккомпанемент – Хефциба Менухин и ГСО СССР – дирижер Евгений Светланов.
Оформление комплекта вдохновлено эпохой грампластинок 40–60-х годов XX века и выполнено в виде книги, драпированной показательно непраздничного, делового и стильного коричневого цвета крафтовым картоном.
«Мелодия» совершила издательский серьёзный поступок, что во времена интернет-одичания становится нормой реальной жизни и условием выживания культуры.
К музыке Иегуди очень не хочется применять банальные определения – как и к работе любого гения. Она открывает свой мир, через который наш смотрится – таким, какой он есть, без наносных истерик и умностей – таким, каким мы его и сами – знаем, чувствуем, но понять, сказать, передать своё ощущение – не можем. Менухин – смог.
Александр В. Волков, kbanda.ru