Ровно через месяц исполняется 10 лет со дня смерти Альфреда Шнитке – одного из последних выдающихся композиторов ХХ века. Среди его сочинений все меньше белых пятен: год назад вышли на CD “нулевая” симфония и оратория “Нагасаки”, прежде неизвестные даже специалистам.
Недавно записана и ждет своего часа Девятая симфония, завершенная композитором Александром Раскатовым (версию Геннадия Рождественского незадолго до смерти автор забраковал). Это, вероятно, один из немногих сюрпризов, которых еще следует ожидать от музыки Шнитке. Самое время систематически переслушать его симфонии, Concerti grossi или фортепианные сочинения: занятие непростое, но обещающее немало открытий. Для любителей подобного системного подхода выпущен двойник, где представлено большинство сочинений Шнитке для виолончели.
Главный герой альбома – Александр Ивашкин, представитель редкого типа музыканта, которому в равной степени удается писать о музыке и непосредственно заниматься ею. Ивашкин не только незаурядный музыковед, автор книги “Беседы с Альфредом Шнитке”, но и один из трех виолончелистов, которым Шнитке посвящал свои сочинения (еще два – Мстислав Ростропович и Наталия Гутман).
В этом альбоме все крупные виолончельные произведения Шнитке: два концерта, две сонаты и Кончерто гроссо № 2. В записи участвовали и другие исполнители, для которых писал композитор: дирижер Валерий Полянский, скрипачка Татьяна Гринденко и пианистка Ирина Шнитке. Внимательнее всего следует послушать наименее известную среди этих опусов Вторую сонату, колючую и холодную, ничуть не похожую на постромантическую Первую. Вся подборка в целом – пример того, насколько разные задачи решал Шнитке, обращаясь к одному и тому же жанру, к одному и тому же инструменту.
В отличие от Шнитке, который не единожды поражал слушателей способностью меняться и начинать с чистого листа, наш современник Освальдо Голихов свою столбовую дорогу нашел и едва ли собирается от нее отступать. Последние его работы, неизменно присутствующие в списке номинантов, а иногда и лауреатов “Грэмми”, представляют собой органичную смесь традиций европейской классики, клезмера и аргентинского танго. Сочинения Голихова слушать легко и приятно. Однако они могли бы и не иметь такого успеха, если бы не сотрудничество композитора с певицей Дон Апшоу: в ее исполнении даже добротная музыка звучит как гениальная.
Три песни для сопрано с оркестром в исполнении Апшоу, явно напоминающие об оркестровых песнях Штрауса, завершают последний альбом Голихова “Oceana”. Он звучит особенно выигрышно по сравнению с предыдущей работой композитора: опера “Айнадамар” (“Фонтан слез”), посвященная судьбе Гарсиа Лорки и получившая две “Грэмми”, представляла собой вполне милую музыку в ориентальном духе, с элементами фламенко, спецэффектами и не более того.
“Oceana” изобретательнее и разнообразнее. Ключевой номер альбома – одноименная композиция для оркестра, трех гитар, арфы и голоса, похожая одновременно на все и почти ни на что конкретно. Например, много общего с “Carmina Burana” Орфа. Но Голихов может резонно заметить, что трех гитар у Орфа нет, а у него есть.