В январе и феврале 2021 года у Московского камерного хора — премьеры.
24 января в Соборе святых Петра и Павла Хор впервые исполнил фрагмент («Сей труд») из Концерта для смешанного хора Альфреда Шнитке на стихи Григора Нарекаци. А в начале февраля впервые запишет музыку этого композитора: «Реквием» и «Три хора для смешанного хора a cappella».
Символ отечественного музыкального авангарда занял особое место в репертуаре Московского государственного академического камерного хора. И теперь будет «соседствовать» с Моцартом, Россини, Рахманиновым, Шостаковичем, Свиридовым и другими классиками в дискографии коллектива.
Альфред Шнитке создал «Реквием» в память о матери, Марии Иосифовне Фогель, умершей в 1972 году. Она происходила из немецких колонистов, переселившихся в Россию в XVIIIвеке. Работала учительницей немецкого языка.
Первоначально «Реквием» задумывался как финал Фортепианного квинтета. Однако композитор отказался от этого, инструментального решения.
Когда поступило предложение от режиссера Театра имени Моссовета Евгения Завадского — оттенить сценическое действие драмы Шиллера «Дон Карлос» звучанием «невидимой заупокойной мессы», Шнитке принял его и взялся за создание сочинения. Окончил его в 1975 году.
«Реквием» — это переломное произведение в творчестве композитора. Шнитке пришел к новой манере письма — полистилистике. Текст латинской заупокойной мессы соединился в «Реквиеме» с музыкальным языком советского авангарда.
«Два времени пересекаются в этом сочинении, но не суммируются. Это вечное время мессы и время этого времени»,
— говорил о своём произведении композитор.
Московский камерный хор впервые исполнил «Реквием» Шнитке в ноябре 2019 года в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. А затем, в том же месяце, в Рахманиновском зале Московской консерватории. Третье исполнение Хором «Реквиема» — уже на диск.
— Сочинение, созданное более 45 лет назад, несёт в себе заряд переживаний современного человека в самых различных его проявлениях: от душераздирающего крика, накопленного и прорвавшегося, до величайшей неги и надежды,
— говорит художественный руководитель и дирижер Московского камерного хора Тимофей Гольберг.
— Уверен, атмосфера легендарной мосфильмовской “Тонстудии” и её профессионалы будут способствовать высочайшему качеству записи этого грандиозного сочинения.
«Три хора для смешанного хора a cappella», созданные композитором в 1984-м году, коллектив исполняет уже несколько лет.
— Это произведение — страстная молитва глубоко верующего Альфреда Шнитке, наполовину немца, наполовину еврея,
— говорит Тимофей Гольберг.
— Полистилистика изложения, выразительнейшая мелодика, пронзительные просьбы, гремящие паузы, всё это — «Три хора для смешанного хора a cappella» Шнитке.
Выпуск и презентация диска с музыкой Альфреда Шнитке планируются весной этого года.
В дискографии Хора — более сорока записей, сделанных известными лейблами, в том числе Deutsche Grammophon.
Японская телерадиокомпания NHK записала “Литургию Св. Иоанна Златоуста” (2011 г.) и “Всенощное бдение” (2013 г.) С. Рахманинова и назвала исполнение Хором этих произведений эталонным.
Пресс-служба Московского камерного хора