В январе 2022 года лейбл Naxos Grand Piano Records выпустит вторую часть записи полного собрания сочинений для фортепиано композитора Адольфа Баржанского (1851-1900).
По случаю 170-летия русского композитора Адольфа Баржанского (1851-1900) лейбл Naxos Grand Piano Records выпускает запись его фортепианных произведений.
Первая часть записи была выпущена в 2020 году, вторая часть выйдет в январе 2022 года.
Адольф Баржанский родился в Одессе в богатой русско-еврейской семье и получил музыкальное образование в Вене, Лейпциге и Париже, занимаясь у Карла Рейнеке, Саломона Ядассона и Эдуарда Кремзера.
Композиции Баржанского в основном сосредоточены на сольных фортепианных произведениях; он использует традиционные формы, добавляя к ним образность и пространственное звучание. Его масштабные сонаты демонстрируют сочетание лиризма и пронзительности, его красочные фортепианные пьесы варьируются от интимности до бурного романтизма и импрессионистического настроения.
Произведения исполняет Юлия Северус.
Подробнее о композиторе Адольфе Баржанском
Адольф Баржанский родился в Одессе в 1851 году в семье богатого торговца часами и ювелирными изделиями Соломона Баржанского. Музыкальное образование он получил у пражского пианиста и композитора Игнаца Тедеско и уже в раннем возрасте выступал на публике как пианист.
Позже Баржанский учился в Лейпциге, Вене и Париже и играл с венским трио Альтенберга. Его композиторские работы, опубликованные между 1887 и 1900 годами издательствами Ascher в Вене, August Cranz в Гамбурге и Breitkopf & Härtel в Лейпциге, включают, помимо произведений для фортепиано, сонату для виолончели и фортепиано, фортепианное трио, фортепианный квартет и два струнных квартета.
Старшая дочь Баржанского Мальвина пишет в своей автобиографии 1955 года:
“По натуре отец предпочитал жизнь вдали от общества, проводя все свободное время со своим фортепиано, своими сочинениями и книгами. Он был глубоко образованным человеком, много путешествовал и был глубоким мыслителем.
Среди его лучших друзей были Антон и Николай Рубинштейны, Фриц Крейслер, Иоганнес Брамс, Малер […], Ганслик […] и многие другие музыканты, как русские, так и зарубежные. […] Его так любили, что когда он умер, весь город оплакивал его, и в день его похорон все магазины на пути процессии были закрыты”.
Баржанский был и щедрым благотворителем: в 1897 году он пожертвовал сумму в 15 000 рублей для Одесской школы слепых. За свою филантропическую деятельность он получил звание “потомственный, почетный гражданин Одессы”.
Его дети, скрипачка Мелитта Баржанская (1888-1959), пианист Михаил Баржанский (1880-1932) и всемирно известный виолончелист Сергей Баржанский (1883-1940), составили трио Баржанского, с которым гастролировали по России вплоть до революции.
Имя Баржанского сегодня также известно благодаря так называемому Баржанскому-Страдивари, виолончели, на которой Сергей Баржанский играл во время своей сольной карьеры.
Адольф Баржанский умер в Одессе 25 октября 1900 года после непродолжительной болезни.
Его вдова передала в дар Санкт-Петербургской консерватории его обширную нотную библиотеку, а также крупную сумму в 20 000 рублей, проценты с которой должны были использоваться для расширения библиотеки консерватории и проведения раз в два года конкурса композиторов, открытого для всех, кто учился в России, независимо от национальности или религиозной принадлежности.
Юлия Северус окончила Берлинский Университет Искусств и продолжила обучение в Московской консерватории имени Чайковского, где занималась в аспирантуре у профессора Михаила Воскресенского и профессора Льва Наумова.
Интересуясь вопросами трансверсальности исторической артикуляционной практики, она написала диссертацию в Берлинском Техническом Университете на тему “Артикуляционная практика И. С. Баха”, с публикациями в Die Musikforschung и Concerto – Das Magazin für Alte Musik. Желая исследовать репертуар фортепианного ансамбля, она основала дуэт и квартет “Аврора”, с которыми исполнила множество премьер и мировых премьер, среди которых “Hommage à Chopin” Родиона Щедрина в присутствии композитора, а затем записала для двух фортепиано в восемь рук “Русские романтические фортепианные транскрипции” (Naxos 8.557717) и “Mare – произведения для 4 пианистов” норвежских современных композиторов.
Вместе со своей коллегой Алиной Лущицкой Юлия Северус сделала первую запись балетных сюит Чайковского (Naxos 8.570418) в транскрипциях для фортепиано в четыре руки. Ее сольные записи фортепианных транскрипций Рахманинова (Naxos 8.573468), ранних фортепианных произведений Франка (Naxos 8.572901), транскрипций опер и песен Чайковского (GP 795) и полного собрания сольных фортепианных произведений Бизе (Naxos 8.570831-32) были высоко оценены. Последний был представлен в радиопередаче Le Carrefour de Lodéon и Les Stars du Classique, Франция, был признан CD недели немецким радио RBB и получил похвалу от The Guardian.
Юлия Северус живет и работает в Париже и Берлине.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам, предоставленным исполнителем