Уже в этом году в обновленном здании планируют провести первый концерт.
Реставрация Санкт-Петербургской консерватории близится к завершению. Уже в этом году в обновленном здании планируют провести первый концерт.
Из-за недобросовестных подрядчиков восстановление объекта культурного наследия затянулось почти на 10 лет. На ситуацию с историческим долгостроем обратил внимание даже президент.
Долгая и драматичная реставрация Петербургской консерватории подходит к концу. 10 лет в этом здании не звучала музыка, но и шум строительных работ тоже прерывался.
С подрядчиками не везло. Они менялись, контракты расторгались.
Годами здание стояло заброшенным, без отопления, пока на ситуацию не обратил внимание президент. Сейчас работы выходят на финишную прямую. Когда сняли леса, Петербург увидел консерваторию в историческом бежевом цвете, а не в привычном зеленом. Фасад уже готов, а вот внутри строительный муравейник.
Работают в две смены, ночью тоже. Это парадная лестница. Перила из лиственницы, ступени из мрамора. Редкий темный Бардижлио пришлось полностью заменить, белый Каррерский сохранился лучше.
“Нам очень повезло, мы нашли последний кусок мрамора в России – итальянский Бьянко Каррара. Верхняя часть – это исторический мрамор, а вот эта вставка она уже новодельная. Абсолютно не отличается”,
– рассказала руководитель проекта реставрации Александра Андреева.
В домовой церкви под 15 слоями краски нашли росписи XIX века. Сохранилась всего треть, остальное пришлось воссоздавать. В поисках эскизов реставраторы объездили музеи золотого кольца и обеих столиц. Результат – не отличить.
В изумительном малом зале Глазунова мастера три года трудились над кудрявой лепниной, что обрамляет живописное изображение Аполлона. Продолжают колдовать над стульями. На спинках перфорация в форме арфы. И стулья, и стены здесь работают на акустику.
“Здесь на самом деле две стены. Одна настоящая, другая – еловая шуба. Между ними создается воздушная подушка для лучшей акустики в этом зале”,
– поделилась реставратор Мария Костицына.
Работы на крыше консерватории тоже уже близятся к финалу. Раньше здесь была простейшая деревянная кровля, сейчас – высокотехнологичная металлическая конструкция с вентиляцией, обогревом, системой кондиционирования.
Кроме того, над внутренними дворами установили вот такие прозрачные купола, тем самым полезная площадь консерватории увеличилась на 700 квадратов. Там, где раньше была зона для курения, теперь будет общественное пространство.
Одна из задач реставрации – вернуть студентам и профессорам ощущение причастности к первому музыкальному вузу страны, где учили Римский-Корсаков, Рубинштейн и Глазунов, где учились Чайковский, Прокофьев и Шостакович.
Блок, сходив сюда на оперу, написал “Кармен”. На этой сцене вместе работали Мейерхольд и Маяковский. Отсюда родом Мравинский, Темирканов, Гергиев.
Петербургская консерватория достойна лучших условий и как можно скорее.
“У нас сроки перенесены с 2025 года на декабрь 2024 года. Подрядчик прикладывает все усилия, чтобы завершить вовремя, досрочно даже”,
– сообщил руководитель проекта “Единого заказчика в сфере строительства” Вячеслав Иванов.
Салима Зариф, Телеканал “Россия — Культура”