Музыка, рождённая в блокаде, трагедия, записанная нотами, звучала31 января в Москве, в Колонном зале Дома союзов.
Это была премьера благотворительного концерта-спектакля «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни».
Приветствие участникам и гостям концерта направил президент России Владимир Путин. Позже проект будет представлен в нескольких регионах России и завершится концертом в Петербурге. В этот вечер в столице исполняли музыку тех, кто, наперекор судьбе и смерти, в немыслимых условиях, продолжал служить искусству. Прозвучала музыка 11 композиторов, трое из которых погибли в блокадном Ленинграде.
Среди тех, кто писал музыкальную хронику блокадного Ленинграда, были и маститые композиторы дореволюционного Петербурга, и вчерашние выпускники консерватории. До Победы дожили не все.
Василий Калафати, написавший Марш «Звезды Кремля», до положенной ему за это сочинение продуктовой премии не дожил несколько недель. А 28-летний Борис Гольц, подававший огромные надежды, умер от голода за инструментом. С теми немногими, кто пережил ужас осажденного города, довелось общаться дирижеру Василию Синайскому.
«Это были люди особые. Знаете, они не очень любили говорить про блокаду, потому что для них это было больной темой, раной, которую они и не хотели тревожить, но в общем это были люди с особым мнением, особым менталитетом»,
– вспоминает он. Блокадная музыка после освобождения города подверглась забвению. Опера Богданова-Березовского «Ленинградцы», написанная композитором в 43-м году и исполненная в осажденном городе, звучит в этот вечер впервые с тех пор, как закончилась война.
Большинство блокадников, пришедших на концерт, это те, кто в годы Великой Отечественной были еще детьми. Многое из того, что им пришлось пережить в осажденном городе, с годами стерлось из памяти. Но вот о том, что в блокадном Ленинграде была музыка, вспоминают почти все.
«В 42 году мне исполнилось 8 лет. Меня привели в филармонию. Мы все сидели в шубах, в платках, в валенках, а музыканты сидели в костюмах в белых рубашечках и в бабочках»,
– рассказывает Вера Петровна Вишнякова.
«В 42-м году когда я гулял по Невскому, заходил в филармонию. Там звучала музыка Шостаковича – репетировали!»
– утверждает Эдуард Смурага.
7 симфония Шостаковича – символ блокадного Ленинграда. Но и у великого композитора есть забытые произведения. Это – «Клятва наркому обороны» – один из первых гимнов Великой Отечественной.
«24-го в «Правде» появилось стихотворение Тихонова, и Шостакович, прочитав его, уже в 20-х числах написал музыку, которая зазвучала на призывных пунктах»,
– отмечает солист Юрий Лаптев. От героических маршей, до тихих колыбельных. Эту музыку писали, превозмогая слабость и голод, спасаясь от смерти. И все-таки в ней есть и надежда, и вера в непременную победу.