К 100-летию филармонии, которое отметят 29 января 2022 года, должны полностью доделать фасад.
В Московской филармонии завершается реставрация Концертного зала имени Чайковского. В сентябре там откроют новый сезон. О том, как проходит ремонт и когда восстановительные работы закончат полностью, расскажет Ирина Разумовская.
Это явно бывший портал храма, уверяют реставраторы, указывая на вынутые сейчас гранитные ступени у главного входа в Концертный зал имени Чайковского. Возможность прикоснуться к “загадкам” его истории появилась благодаря самой масштабной реставрации со времён строительства этого здания в конце 30-х годов прошлого века.
“Были тяжелые времена, и понятно, здание строилось в короткие сроки, перестраивалось. Со всех округов, концов Москвы привозился строительный материал, и стены Филармонии сложены из различного кирпича: из силикатного, шамотного, из разборных зданий и сооружений, из церквей”,
– рассказала руководитель реставрационных работ Валентина Землянская.
А обнаружили это лишь сейчас – в ходе реставрационных работ. К 100-летию филармонии, которое отметят 29 января 2022 года, должны полностью доделать фасад. Здесь восстанавливают поверхности с “терразитовой штукатуркой”, она имитирует необработанный натуральный камень, много лет была скрыта за многочисленными слоями краски. Воссоздают по историческим фотографиям, рисункам и чертежам утраченные портики и коньки. Реставрируют декоративный и лепной декор.
“Сейчас мы находимся в самой сложной части фасада – со стороны Триумфальной площади. Это портик, и здесь мы видим композицию из горельефов. Пока вот сейчас, вы видите, кисти не читаются, цветы не читаются, глаза не читаются, руки не читаются, и задача скульптора – подчеркнуть это и выполнить работу так, чтобы когда мы снимем леса, люди с улицы могли видеть всю эту композицию”,
– пояснил куратор реставрационных работ Руслан Ковальский.
Если фасад будут делать ещё несколько месяцев, то “обновить” интерьеры зала Чайковского нужно было в рекордно короткие сроки – за последний месяц лета, чтобы уже 2 сентября открыть здесь новый, юбилейный сезон.
“Огромная работа: на всех этажах, всех ярусах приведены в порядок фойе, весь зал приведён в порядок, все 1500 кресел заново увезены и в мастерской заново перекрашены, то есть всё сделано”,
– сообщил генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов.
Московская филармония займётся техническим переоснащением двух главных залов
Строители и реставраторы трудились здесь круглосуточно. Каждую из четырех тысяч балясин – сначала отчищали вручную, затем обновляли красочный слой. В два слоя нужно было заново покрасить эту “шубу” – так называют здесь особенную поверхность стен, которые должны отражать звук. И самое сложное было не забить “поры” этой бетонной поверхности, чтобы сохранить идеальную акустику зала Чайковского.
Празднично выглядит теперь и фойе Филармонии: тысячи квадратных метров паркета отшлифовано, отциклевано и покрыто заново лаком. Впервые провели реставрацию и в Зимнем саду.
“Здесь мы сохраняем все исторические элементы этого витража, даже уникальность в том, что мы нашли в ходе работы – в городе Гусь-Хрустальный – стёкла, которые как бы не аналоги, а именно того времени. Стекла были побиты: вот, вы видите, некоторые рамы отсутствуют. Их реставрируют вместе со стёклами, с деревянными конструкциями. Поэтому там будут полностью заменены битые, испорченные витражи”,
– рассказала руководитель реставрационных работ Валентина Землянская.
Во всей красе предстанут перед зрителями и отреставрированные деревянные двери и витрины при входе в Концертный зал Чайковского, в котором сделали всё, чтобы не закрываться для публики на время этой масштабной реставрации.
Инна Разумовская, телеканал “Россия – Культура”