На имя прокурора Пермского края Андрея Юшманова поступило обращение с просьбой провести проверку деятельности Пермского театра оперы и балета.
Обратившийся утверждает, что культурное учреждение не выполняет возложенные на него обязанности, в частности государственное задание.
Несмотря на беспрецедентный бюджет (более 600 миллионов рублей) Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, получение президентского гранта и других источников финансирования, пермяки отмечают стремительное сокращение репертуара и количества показанных спектаклей в Пермском театре оперы и балета, который еще недавно считался одним из трех ведущих музыкальных театров страны.
О том, как Пермский театр оперы и балета «выполняет» госзадание
Поводом для обращения послужила серия публикаций информационного агентства REGNUM, посвященных политике театрального руководства.
Журналист сравнил государственное задание театра на 2017 год по показу спектаклей с отчетом о выполнении госзадания и афишами театра. По его данным, в 2017 году по государственному заданию театр должен был показать 70 опер, а в реальности спектаклей, отвечающих критериям государственного задания (многонаселенная пьеса из двух и более актов), было всего 53.
В аналитических статьях Антона Исакова показана динамика увядания высокой музыкальной культуры в Перми: в 2015 году главная сцена Пермского театра оперы и балета пустовала 198 дней в году, в 2016 — 200 дней, а в 2017 — уже 224 дня. При этом пермяки еще помнят время, когда театр работал по 30 дней в месяц, давая по несколько спектаклей в день.
В минувшем сезоне театр потерял сразу трех ведущих артистов знаменитой балетной труппы. Причем, по признанию руководства театра, артисты Инна Билаш, Евгения и Никита Четвериковы были вынуждены перейти в европейский, менее авторитетный, чем пермский, театр, где они тем не менее могли выступать.
Пермский театр сократил количество балетных спектаклей до разовых выступлений в месяц.
Закат пермского балета? Театр покидают сразу трое ведущих артистов
«Любопытны показатели и по гастрольной деятельности театра.
Так, по госзаданию пермский балет должен был дать 29 концертов за пределами Перми и России, а дал всего 15, соответственно, мы видим, что артисты одного из лучших балетов в стране стали гастролировать практически в два раза реже, чем предполагалось, в родном городе выступлений также поубавилось и, как следствие, мы потеряли трех ведущих артистов»,
— указывается в материале Антона Исакова.
Не выполнено, по данным ИА Regnum, и задание на постановку премьер. В минувшем сезоне театр должен был поставить 5 новых спектаклей, соответствующих критерию «многонаселенная пьеса, из двух и более актов». Однако таких постановок в прошлом сезоне было лишь три.
В обращении в прокуратуру отмечается, что, если расчеты ИА Regnum верны, то помимо того, что данный факт является нарушением, он может быть признаком нецелевого расходования бюджетных средств в значительном размере. Кроме этого, невыполнение театром государственного задания приводит к нарушению конституционных прав граждан — права на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (статья 44 Конституции России).
Напомним, что с 2011 года художественным руководителем театра в рамках либеральной «пермской культурной революции» был назначен известный дирижер Теодор Курентзис.
Он стал менять репертуарную политику в сторону европейской системы stagione — разовых показов вновь поставленных спектаклей.
Реформы Теодора Курентзиса: что ждет Пермский театр оперы и балета?
Критики его театральной политики также указывают на то, что получая огромную заработную плату в Перми, пользуясь репетиционной базой пермского оперного театра, Теодор Курентзис организует себе масштабные гастроли за границей, при этом в Перми он выступает всего несколько раз в году.