Картины, скульптуры, фотографии из коллекции Юрия Мальцева знакомят с переломными моментами в жизни выдающегося танцовщика и балетмейстера.
Выставка о Рудольфе Нурееве проходит во Всероссийском музее декоративного искусства. Имя артиста представлено в контексте русской балетной школы и национальных традиций танца.
На портрете Вера Костровицкая. Это она сказала о Рудольфе Нурееве (на вступительных экзаменах в Вагановку): из него получится или гений, или никто.
“Благодаря русской школе, Вагановской академии, Рудольф заложил фундамент для того, чтобы танцевать огромное количество спектаклей и танцевать долго”,
– сказал народный артист России Сергей Филин.
Картины, скульптуры, фотографии из коллекции Юрия Мальцева. О переломных моментах жизни Нуреева. Накануне Парижских гастролей (после которых танцовщик не вернулся в Советский Союз) он репетировал с Юрием Григоровичем “Легенду о любви” в Кировском театре.
“Ферхада в этом балете должен был танцевать именно Нуреев, он в это время репетировал роль, находясь в Париже вместе с художником Вирсаладзе, закупали ткань для костюмов”,
– рассказал автор проекта Юрий Мальцев.
Вдохновленный личностью Нуреева, скульптор Большого театра Алексей Иванов сделал Лунного Пьеро, к которому можно прикоснуться и, возможно, что-то понять про танцовщика.
“Я сочинил такую пьесу, когда скульптура находится в постоянном движении”,
– пояснил Алексей Иванов.
Нуреев танцевал жадно, много – триста спектаклей за сезон. Его танец до сих пор пытаются разгадать многие.
“В его танце не всегда всё было чисто, не всегда идеально, но то, с каким азартом он это делал, с какой любовью и отдачей, всегда захватывало зрителя”,
– отметил народный артист России Дмитрий Гуданов.
Про Нуреева ходили легенды. Только он мог получить согласие Пьера Лаккота на постановку балета “Марко Спада”, записав свои обязательства на бумажной салфетке в ресторане.
“На этой салфетке своей рукой написал: дорогой Пьер, обязуюсь ходить на все репетиции, буду выполнять все твои требования и пожелания, и на 100 процентов гарантирую, что сделаю всё, чтобы мы смогли создать красивый балет”,
– добавил Сергей Филин.
Камилла Исмагилова и Субедей Дангыт танцевали на проекте “Большой балет” па-де-де из балета “Дон Кихот” в постановке Нуреева.
“Он многие вещи ставил на себя и под себя, и повторить, как он делал, невозможно”,
– говорят солисты балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Камилла Исмагилова и Субедей Дангыт.
На фотографиях Валентина Барановского – 1989 год, последний визит Нуреева в Ленинград, когда он, 52-летний, уже больной, станцевал с Жанной Аюповой “Сильфиду”.
“Это программка 89-го года, где вписано имя Нуреева, и даже есть два билета в партер”,
– показал Юрий Мальцев.
На фотографиях прощальный поклон Нуреева на сцене тогда еще Кировского театра. В 92-м он вернется в родную Казань – продирижирует балет “Щелкунчик”. Это будет последняя встреча Рудольфа с родиной, подарившей ему самое главное в его жизни – классический танец.
Елена Ворошилова, Телеканал “Россия — Культура”