Джон Берри, бывший художественный руководитель Английской национальной оперы (ENO), предположительно получит высокий руководящий пост в Большом театре.
Предполагается, что Большой театр создал новую руководящую должность для г-на Берри, что является частью плана по развитию бренда театра в мировом масштабе. Джон Берри должен будет развивать сотрудничество с другими ведущими мировыми оперными домами, а также с дирижерами и исполнителями.
Назначение на столь высокий пост иностранца очень необычно, и рассматривается как большая честь. Это также контрастирует с атмосферой, в которой Берри покинул Английскую национальную оперу в июле 2015 года.
Джон Берри (р. 1961) пришел в Английскую национальную оперу в 1995 году, где стал директором по подбору исполнителей и учредил программу поддержки молодых артистов. В 2003 году Берри был назначен программным директором, а в 2005-м — художественным руководителем.
Он привлекал к постановкам в Английской национальной опере театральных режиссеров, хореографов, художников, в том числе Мэттью Барни и Аниша Капура, и кинорежиссеров, таких как Терри Гиллиам и Майк Ли. Под руководством Берри Английская национальная опера осуществила совместные проекты с десятками оперных театров в разных странах, включая нью-йоркскую Метрополитен-опера.
В начале 2015 года председатель попечительского совета Английской национальной оперы Мартин Роуз обвинил Берри в неквалифицированном расходовании финансовых средств на общую сумму 10 млн фунтов, а также в том, что худрук театра спровоцировал отставку его исполнительного директора Генриэтты Готц.
В письме, которое случайно стало достоянием общественности, Мартин Роуз сообщал президенту театра, что г-н Берри
“должен уйти, желательно поскорее”.
И добавлял:
“Ни один здравомыслящий человек не стал бы доверять ему”.
В итоге г-н Роуз сообщал, что Джон Берри должен уйти для того, чтобы театр “элементарно выжил”.
В ответ Английская национальная опера представила данные, свидетельствующие о том, что при Берри доходы театра составили более 2,4 млн фунтов. Письмо в защиту Берри подписали руководители 33 оперных театров и фестивалей. Тем не менее, в июле 2015 года Берри был вынужден уйти с поста художественного руководителя Английской национальной оперы.
За несколько месяцев до того, как г-н Берри ушел в отставку, сказав
“Моя работа сделана”,
главы 33-х ведущих мировых оперных театров и фестивалей встали на его защиту, написав открытое письмо, которое было опубликовано в газете Financial Times. Руководители Метрополитен-опера Питер Гелб и театра Ла Скала Александр Перейра были среди тех, кто протестовал против неправильного обращения с Джоном Берри.
Они также выразили несогласие с несправедливой критикой, которая высказывалась в адрес Английской национальной оперы после того, как театр пережил сокращение государственного финансирования на 29%, а Совет по культуре Англии предпринял по отношению к ENO “специальные меры” в связи с тем, что бизнес-план театра имел “серьезные проблемы”.
В открытом письме также говорилось:
“Вместо того, чтобы подвергать критике, г-ну Берри и его театру следует аплодировать за неустанные усилия, направленные на то, чтобы вдохнуть в наш жанр новые силы. Мы выражаем свою твердую поддержку ему и его значительным достижениям”.
В тот период, когда Джон Берри руководил ENO, постановки театра заслужили множество различных наград. Г-н Берри делал совместные постановки с ведущими мировыми театрами и привлек в свой театр миллионы фунтов международных инвестиций.
Сам Джон Берри за годы работы в Английской национальной опере стал лауреатом множества профессиональных наград, в том числе премий Лоуренса Оливье и Королевского филармонического общества.
После его ухода сложные времена в Английской национальной опере продолжились. В этом году хор театра организовал забастовку, протестую против сокращения заработной платы на 25%. Музыкальный руководитель театра, Марк Вигглсворт, один из ставленников Берри, подал в отставку, сказав, что театр
“превращается во что-то, чего я не узнаю”.
Ресурсы ENO меркнут по сравнению с тем, чем обладает Большой театр, где в Попечительском совете – Роман Абрамович, российский миллиардер и владелец футбольного клуба Челси. К тому же Большой театр пользуется щедрой государственной поддержкой.
Источник, хорошо осведомленный о состоянии дел в Большом, говорит:
“Большой театр, в общем, может делать всё, что хочет. Это мощнейшая организация. Оркестр там порядка трехсот человек, в то время как в Английской национальной опере в оркестре – 60 музыкантов. В хоре – 45, а в Большом театре – раза в три больше. У Большого две сцены. При этом их историческая сцена недавно прошла реставрацию, так что возможности потрясающие”.
Предполагается, что г-н Берри, у которого не удалось взять комментарий по поводу его возможного назначения, на своем новом посту будет заниматься только оперой. Хотя в Большом театре есть и балет, который этим летом будет гастролировать на сцене конкурента ENO – Королевского оперного театра Ковент Гарден.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам российских и зарубежных СМИ