Фестиваль “Волжские театральные сезоны” завершился раздачей многочисленных наград, встречей с легендарным Леонидом Хейфецем в Доме актера и спектаклем “Цена” из Московского театра им. Маяковского.
На последние дни фестиваля пришлась столичная часть афиши. Кульминацией музыкальной программы “Волжских театральных сезонов” стала опера Бриттена “Поругание Лукреции” из театра “Санктъ-Петербургъ Опера” в постановке Юрия Александрова. Местная публика наконец увидела концептуальную работу из петербургского театра режиссера.
Закрывался фестиваль спектаклем “Цена” Московского театра им. Маяковского – постановкой Леонида Хейфеца по пьесе Артура Миллера. Патриарх отечественной режиссуры представил образец того самого психологического театра, о котором многие сегодня тоскуют (и за выдающиеся достижения в котором мэтра чуть позже и наградили). На родной сцене камерный спектакль идет в малом зале.
Построенный на тончайших нюансах актерской игры, спектакль продемонстрировал то самое фатальное несовпадение классического психологического театра с ритмами нового времени, о котором говорил на встрече с самарцами сам Хейфец, и всю сложность этого метода, обнажающего не только достоинства, но и недостатки актеров. Но восхитительная игра 86-летнего Ефима Байковского в роли оценщика мебели Грегори Соломона (старика с отличным чувством юмора и большим чувством собственного достоинства) – тот редкий случай, когда фраза “так теперь уже не играют” вполне уместна.
Итоги и награды
По итогам фестиваля больше всего наград в драматическом театре заслуженно собрал новосибирский “Унтиловск” (неделю назад мы рассказывали об этом спектакле, ставшем открытием фестиваля). В двух номинациях отмечен жюри и самартовский “Гамлет”. В балете половина дипломов досталась самарской “Баядерке”. В опере почти все награды получили спектакли Юрия Александрова (соревновавшиеся со стажерской постановкой из “Геликон-оперы”). В куклах самарский “Карлик-нос” стал лучшим детским спектаклем.
По “Волжским театральным сезонам” непросто делать выводы о российской театральной ситуации в целом, зато можно говорить о проступающем лице фестиваля. Программа “Сезонов” по большей части консервативна – основу афиши составляют спектакли, которые с разной степенью обоснованности можно отнести к “русскому психологическому театру”. Можно считать, что такова объективная театральная картина (отчасти так и есть), но отбор в этом случае тоже важен. Так, в Московском театре им. Маяковского, например, с тех пор как его возглавляет Миндаугас Карбаускис, идут очень разные спектакли (включая современные адаптации классики), но в Самару привезли ультраклассический камерный спектакль Леонида Хейфеца.
Победители II всероссийского фестиваля “Волжские театральные сезоны”
Опера
За лучший спектакль в музыкальном театре – “Поругание Лукреции” Б. Бриттена, Государственный камерный музыкальный театр “Санкт-Петербургъ Опера”
За лучшую женскую роль – Татьяна Ларина за партию Аиды, “Аида” Дж. Верди, Самарский театр оперы и балета
За лучший дебют – Екатерина Вакуленко за партию донны Анны, “Каменный гость” А.С.Даргомыжского, Московский музыкальный театр “Геликон-опера”
Балет
За лучший спектакль – “Баядерка” Л. Минкуса, Самарский театр оперы и балета
За лучшую женскую роль – Ксения Овчинникова за партию Никии, “Баядерка” Л. Минкуса, Самарский театр оперы и балета
За лучший дуэт – Ольга Челпанова-Константин Коротков, “Корсар” А. Адана, Марийский государственный театр оперы и балета
За лучший ансамбль – “Корсар” А. Адана, Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева
“Особое мнение” диплом жюри – Дина Болотова за партию Эффи, “Сильфида” Х.Левенсхольда, Воронежский государственный театр оперы и балета
“Особое мнение” диплом жюри – Александра Бородина за роль Айи, “Баядерка” Л. Минкуса, Самарский театр оперы и балета
Куклы
За лучшую работу режиссера – Валерий Бугаев, “Повелитель мух” У. Голдинга, Курский государственный театр кукол
За лучшую работу художника – Елена Луценко, “Король Лир” У. Шекспира, Воронежский государственный театр кукол “Шут”
За лучшую работу актера – Михаил Мальцев, Лир, “Король Лир” У. Шекспира, Воронежский государственный театр кукол “Шут”
За лучший спектакль для детей – “Карлик-нос” В. Гауфа, Самарский театр кукол
Диплом за исполнение роли Хрюши в спектакле “Повелитель мух” У. Голдинга – Наталья Бугаева, Курский государственный театр кукол
Драма
За лучший спектакль – “Унтиловск” Л.Леонова, Новосибирский городской театр под руководством Сергея Афанасьева
За лучшую работу режиссера – Сергей Афанасьев, “Унтиловск” Л.Леонова, Новосибирский городской театр под руководством Сергея Афанасьева
За лучшую мужскую роль приз им. М. Лазарева – Павел Маркелов за роль Гамлета в спектакле “Гамлет” У. Шекспира, Самарский театр юного зрителя “СамАрт”
За лучшую женскую роль приз им. В. Ершовой – Татьяна Аугшкап за роль Эстер Франц в спектакле “Цена” А. Миллера, Московский академический театр им. В. Маяковского
За лучшую роль второго плана – Марина Крюкова, “Темные аллеи” И.Бунина, Магнитогорский драматический театр им. А.С.Пушкина
За лучший режиссерский дебют – Александр Доронин, “Шатов, Кириллов, Петр” Ф.Достоевского, РАМТ
За выдающиеся достижения в русском психологическом театре – Леонид Хейфец
За честь и достоинство – Ефим Байковский, Московский академический театр им. В. Маяковского
Спецприз жюри за исполнение музыкальной партии в спектакле “Гамлет” У. Шекспира – Светлана Салманова, Самарский театр юного зрителя “СамАрт”
Диплом – Андрей Яковлев за роль Червакова в спектакле “Унтиловск” Л.Леонова, Новосибирский городской театр под руководством Сергея Афанасьева
Диплом – Екатерина Жирова за роль Васки в спектакле “Унтиловск” Л.Леонова, Новосибирский городской театр под руководством Сергея Афанасьева
Леонид Хейфец, режиссер:
“Утрата психологическим театром своих позиций – больной вопрос. Но жизнь объективно меняется, и на театре это не может не отразиться. Увеличились скорости, совершенно изменилось ощущение времени. Нельзя сегодня играть спектакль чисто психологический, как будто ничего не произошло, как будто мы сидим в театре 30-40 лет назад.
Если уж психологический театр – то очень остро психологический, или с использованием визуальных эффектов. Тенденция, конечно, в том, что театр стал значительно больше проникать через глаза, чем через душу. Психологический театр сильно видоизменяется. Но, с моей точки зрения, вне психологии он скучен. Я не могу смотреть на фокусы, если они не опираются на человеческое сердце”.
Сергей Коробков, театральный критик, член жюри фестиваля “Волжские театральные сезоны”:
“Последний раз я был в Самаре лет 20 назад – приезжал вести большие оперные концерты на сцене Театра оперы и балета. Они шли два дня, и участницы – народные артистки СССР и России – могли сказать словами Аркадиной: “Как нас принимали в Харькове (в Самаре)!” Был большой успех, а следующий день был пустой, и Светлана Петровна Хумарьян сказала: “Знаете, Сереженька, пойдемте на “Баядерку”. И вот через 20 лет я вернулся сюда и снова попал на “Баядерку”. И теперь я с огромным наслаждением еще раз произношу это название”.