4 ноября 2020 на телеканале «Россия-Культура» стартовал новый сезон грандиозного проекта «Большой Балет».
Зрители смогли увидеть новых талантливых участников, а также познакомиться с новым ведущим – оперным певцом Ильдаром Абдразаковым, который присоединился к проекту впервые.
Как признался сам артист, подобный профессиональный вызов его совсем не испугал. Исполнитель вообще не боится принимать новые предложения: активно участвует в концертах, передвигается между городами и смело откликается на творческие активности. О чем он и рассказал Алине Артес.
– Ильдар, помните ли вы, как вам предложили стать ведущим? Вы сразу согласились? Или были сомнения?
– Предложение выступить ведущим на телеканале «Россия-Культура» пришло весной, в то время, когда все культурные планы перекраивались. Я с большим уважением отношусь к каналу, к тому же у меня был опыт ведения церемонии «Золотой маски» с Дианой Вишневой.
Вводные были благодатные, но каково было мое удивление, когда я осознал, что это проект «Большой Балет», а не «Большая Опера». Я взял небольшое время на раздумья и решился на этот авантюрный шаг.
– В чем вы видите задачу проекта и свою главную задачу в нем: влюбить зрителей в мир танца, поддержать артистов, рассказать что-то новое о номерах. А может что-то другое?
– Задача проекта — площадка для поддержки и развития молодых талантов. Это возможность молодым дерзким, жаждущим развития артистам, особенно из регионов, приехать и получить мастер-класс в виде бесценных советов от жюри (самых уважаемых мастеров сцены), познакомиться с новыми хореографами, которые специально для них поставят номера и в конечном счёте показать результаты своей работы многомиллионной аудитории зрителей.
А во время пандемии, когда театры работают с перебоями и встречи со зрителями не всегда возможны, — это огромный шанс и удача.
Что же касается моей роли в проекте — я ставил себе задачу поддерживать участников, давать им опору даже в минуты ошибок. Быть хозяином дома и всегда на стороне молодых. А в определённом смысле быть ещё и проводником для зрителей, которые, возможно, не слишком глубоко разбираются в терминологии и репертуаре балетного театра. Поэтому я задавал простые и понятные вопросы, шутил, чтобы помочь зрителям разобраться и снять возможное напряжение, когда какие-то из балетных понятий ещё не знакомы.
– Танцовщикам было тяжело поддерживать форму во время изоляции. А как справлялись с задачей певцы?
– Конечно, голос как и тело — аппарат профессиональных артистов, который требуют непрерывного тренинга, развития. Поэтому артистам со всего мира непросто проходить этот период «застоя», изоляции.
Тем ценнее смелость ребят , которые в таких непростых условиях, без возможности нормально репетировать, решились на участие в проекте. Это заслуживает уважения.
Ильдар Абдразаков: «В каждом мгновении на сцене должна быть жизнь»
– Мир уже изменился: в театрах появились маски и социальная дистанция. Как впечатления от первых концертов в новых условиях? Как принимают зрители?
– Несмотря на карантинную паузу, мы с моей командой смогли выпустить несколько новых проектов для онлайн-кинотеатров. Это джазовая программа и песни военных лет. Формат, когда зрители по ту сторону экранов и нет прямого обмена энергией, — непросто даётся. Но к счастью, были и концерты в Волгограде, на Красной площади, в парке «Зарядье». Когда ты чувствуешь зрительское дыхание, поддержку — это ни с чем не сравнимые ощущения. Опера, как и балет, «живое» искусство.
– Вы участвовали в концерте вместе с Пласидо Доминго в Большом театре. Эта творческая встреча удалась? Каково было вновь увидеть многих коллег?
– Для меня было огромным счастьем петь в тот вечер в Большом. Я не перестаю восхищаться масштабом таланта Пласидо Доминго. И то, что удалось собрать такой состав артистов, привезти в Россию в нынешних условиях — бесценно для всех. На мой взгляд, настоящее искусство, культура, образование — это то, что способно удержать мир в эпоху катаклизмов. Поэтому так важно вкладываться в молодых. Именно с этой целью и был создан мой Фонд поддержки молодых талантов.
– Современный оперный артист. Каким он должен быть? Меняется ли его образ со временем?
– Конечно, произошла огромная трансформация оперного артиста. Сегодня недостаточно быть просто хорошим певцом, важно быть артистом, личностью. Сегодня все больше социальной ответственности на известных певцах из-за открытости всех площадок, социальных сетей.
Любое высказывание, действие — это позиция. Но в тоже время и возможности несоизмеримо увеличились. Работать над произношением с лучшими коучами мира, впитывать культурное наследие — все возможно и все наших в руках.
– А как меняется оперный театр?
– Оперный театр до пандемии был занят вопросом о том, как привести новую молодую аудиторию. С этой целью «Метрополитен-опера» начал выпускать в кинотеатрах трансляции премьер, поскольку купить билет на оперный спектакль может себе позволить не каждый молодой человек.
С другой стороны, в театрах всего мира есть программы лояльности для тех, кому до 26, семейные абонементы и прочие возможности. Я, например, встречал в Италии настоящего оперного поклонника, который тратил все свои сбережения на возможность послушать голоса в «Ла Скала», но не имел своего дома (был бездомным). Опера обновилась за счёт режиссёрского театра, новых решений, когда стали приглашать драматических режиссеров в оперные постановки.
Сейчас главная задача сохранить театры, ведь даже крупнейшие оперные дома испытывают серьёзные трудности. И здесь роль государства и необходимости системных программ поддержки выходит на первый план.
– Каковы ваши Ближайшие творческие планы?
– Строить планы в сегодняшнем мире очень неблагодарное дело. Но они есть и в театре, и даже в кино. Посмотрим, какие из них реализуются.
Не пропустите новый выпуск проекта «Большой Балет» 14 ноября в 15:30.
Алина Артес, телеканал “Россия – Культура”