18 апреля 2022 на 88-м году жизни скончался известный английский композитор Харрисон Бертвисл.
Об этом сообщила газета The Guardian.
Произведения Бертвистла пользуются признанием в Великобритании уже более пяти десятилетий. Композитор родился в Аккрингтоне в 1934 году и, будучи кларнетистом, играл в камерных ансамблях, а позже начал сочинять музыку.
Харрисон Бертвисл получил образование в Манчестере, в Королевском северном музыкальном колледже, где вместе со своими сокурсниками Александром Гёром и Питером Максвеллом Дэвисом был частью группы молодых музыкантов, именовавшейся «Манчестерская школа».
Премьера его первой камерной оперы «Панч и Джуди» состоялась на фестивале в Альдебурге в 1968 году, и легенда гласит, что насилие в ее сюжете и музыке возмутило большую часть публики, в том числе основателя фестиваля Бенджамина Бриттена, который, как считается, ушел в антракте. (Бертвистл сам руководил возрождением оперы на фестивале в июне 1991 года.)
«Триумф времени» 1972 года, вдохновленный одноименной гравюрой на дереве Питера Брейгеля Старшего, обеспечил ему международную репутацию и остается одним из его лучших произведений.
В 1975 году Бертвистл стал музыкальным руководителем недавно созданного Королевского национального театра в Лондоне, где в его обязанности входило обучение Саймона Кэллоу, исполнившего роль Моцарта в премьере оперы Питера Шаффера «Амадей», убедительной игре на фортепиано. Бертвистл получил рыцарское звание в 1988 году.
Значительная часть сочинений Харрисона Бертвисла основывалась на его интересе к поэзии и языку, он черпал вдохновение в мифах, ритуалах и фольклоре. В основе оперы «Гавейн» лежит роман о рыцаре короля Артура; «Минотавр» 2008 года пересказал греческую легенду, а «Маска Орфея» (1986) исследовала миф об Орфее.
Он добился национальной известности в 1995 году, когда его концерт для саксофона «Паника» прозвучал на заключительном концерте лондонских Променад-концертов. Исполнение этого сочинения — первого произведение современной музыки, которое когда-либо появлялось в программе закрытия Proms — было запланировано во втором отделении концерта и, таким образом, транслировалось в прямом эфире субботним вечером для миллионов зрителей на BBC One.
Абразивная энергия произведения, а также хриплый и жестокий звуковой мир были названы некоторыми рецензентами «ужасной какофонией», а коммутатор BBC был забит жалобами зрителей.
Бертвистл продолжал сочинять музыку до конца жизни. Его “Дуэт для восьми струннных” 2019 года был номинирован на композиторскую премию Basca-Ivors; Реквием Мотылька для женских голосов, арфы и флейты (2013) получил награду Королевского филармонического общества.
К музыке Харрисона Бертвисла со вниманием относились многие прославленные дирижеры, в том числе Пьер Булез, Саймон Рэттл, Даниэль Баренбойм и Антонио Паппано.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам The Guardian