Сегодня в Москве на 88-м году жизни скончался выдающийся российский органист Гарри Гродберг.
Он говорил:
«Для меня самый большой гонорар, когда я чувствую, что приношу людям счастье от общения с великой сокровищницей классической музыки».
Исполнитель, известный своими интерпретациями Баха, был почетным членом Баховского и Генделевского обществ в Германии, а также входил в состав жюри Международного Баховского конкурса в Лейпциге. Рассказывает Ксения Егорова.
Человек, который знал об органе все – Гарри Гродберг не отходил от любимого инструмента практически никогда.
«Я без концертов не могу, наверное, умру сразу»,
– признавался музыкант, народный артист России Гарри Гродберг.
Гродберг, фанатично был влюблен в орган, заражал этой любовью слушателей. Его называли “мистер аншлаг” – он всегда собирал полные залы. Единственное, что в последние годы отвлекало неутомимого музыканта от инструмента – здоровье. Но график его концертов все равно был расписан далеко вперед.
«А он играл, ездил по всей стране, его восторженно принимали благодаря ему десятки тысяч людей полюбили органную музыку, узнали Баха, Генделя и так далее»,
– отмечает композитор Александр Чайковский.
Выпускник консерватории Гарри Гродберг в штат Московской филармонии был зачислен по рекомендации Святослава Рихтера. Случилось это в 1955-м году. И спустя полвека, трудовая книжка артиста по-прежнему лежала в том же отделе кадров. Музыкант считал, что в Филармонии не работают, ей – служат.
Благодаря Гарри Гродбергу в нашей стране стал популярен инструмент, считавшийся традиционно западным. Музыкант вспоминал: когда начинал свою карьеру, в стране было всего семь органов – три из них в Москве. Теперь в России их больше 70.
Усилиями Гродберга инструмент появился в зале Чайковского. Музыкант договорился о сотрудничестве со странами Варшавского договора. Мы им – сырье, они нам – органы. Однажды дошло до курьеза.
Многие современники Гродберга хотели, чтобы их сочинения исполнил именно он.
«Приходилось крутиться как дьяволу»,
– это Гродберг вспоминал Хачатуряна, сложное сочинение, органу практически не подвластное. То ли дело любимый Бах – и премьерное исполнение в Советском союзе Веймарского хорала.
«Их никто не играет и не играл после меня тоже – ноты они не везде напечатаны, они были в издании Баховского общества»,
– признавался музыкант.
Укротитель и покоритель короля инструментов, Гарри Гродберг и сам был и остался – патриархом, мастером, титаном звука.
Прощание с Гарри Гродбергом состоится 14-го ноября в Концертном зале имени Чайковского.