Блог Нормана Лебрехта Slipped Disc повествует о скандале в испанском оперном мире.
Известный в мировых музыкальных кругах театральный менеджер Хельга Шмидт была арестована 20 января 2015 года за финансовые нарушения, допущенные ею при руководстве театром Palau de les Arts в Валенсии (Испания).
Испанские информационные агентства утверждают, что это уже второй подобный случай. Первый был связан с предыдущим директором, Эрнесто Морено. Некоторые считают, что Хельга Шмидт построила свою репутацию на том, что нанимала высокооплачиваемых артистов за низкую плату. Она должна была уйти на пенсию в 2016 году.
Ситуация развивалась быстро: уже 21 января 70-летнюю женщину отпустили. В полиции, впрочем, остался её паспорт. Сообщается, что Хельгу Шмидт будут вызывать для допросов.
Как выяснилось, губернатор Валенсии, Альберто Фабра, считает действия полиции в этой ситуации “излишними”, “чрезмерными” и “несоразмерными”, а также вредящими имиджу Валенсии в целом.
Источники в окружении Хельги Шмидт сообщают, что в настоящее время она спокойна, но расстроена. Те же источники утверждают, что действия испанских полицейских основывались на информации, которая была получена от недовольного бывшего сотрудника оперного театра в Валенсии около двух лет назад.
Хельга Шмидт является одной из самых влиятельных фигур в мире музыки в последние 50 лет.
Она родилась в 1941 году в Вене, в семье с глубокими музыкальными корнями – ее отец был преподавателем Вильгельма Фуртвенглера, поэтому девочка с самого детства была погружена в музыкальную атмосферу культурной столицы Европы второй половины 20-го столетия. Сначала она обучалась игре на фортепиано в Вене, а потом отправилась в Сорбонну, в Париж, чтобы получить образование искусствоведа.
Благодаря связям отца, в круг её общения входили такие известные люди как Карл Бем, Димитрис Митропулос, Клеменс Краус и даже сам Фуртвенглер, а также известные певцы, которые в то время часто выступали в Венском государственном оперном театре. В последствии она познакомилась и работала с такими именитыми дирижероми как Георг Шолти и Карлос Клайбер.
В возрасте 21 года Хельга начала свою профессиональную карьеру в качестве ассистента генерального директора Венского фестиваля, Эгона Гильберта. В 1962 году она активно участвовала в постановке оперы “Лулу” Альбана Берга под управлением Карла Бема, премьера которой состоялась в послевоенный период. Вместе с Карлом Бемом она анонсировала новую постановку “Дафна” Ричарда Штрауса, в которой солировал Фриц Вундерлих.
Через два года спустя, в 1963 году Гильберт вступил в должность управляющего Венской Государственной Оперы, а Герберт фон Караян был назначен художественным руководителем и главным дирижером. Они оба взяли на работу Хельгу в этот оперный театр, где она продолжала тесно сотрудничать с Караяном ещё десять лет.
“Я обязана ему своей карьерой”
вспоминала Шмидт, добавляя:
“Это Караян посоветовал мне идти в художественное управление, начиная с самых низов, чтобы познакомится со всеми уголками и закоулками театра.
Он был очень требовательным человеком, но в то же время мудрым и основательным. Для него главным приоритетом в опере всегда была музыка, а постановка была лишь дополнением к ней. Он был очень педантичен и контролировал абсолютно все. И в этом смысле я иду прямо по его стопам”
Как ярая поклонница лучших итальянских певцов, своей горячей поддержкой она помогла достичь триумфа в Вене таким великим артистам как: Джульетте Симионато, Мирелле Френи, Алфредо Краус, Франко Корелли, Джузеппе Ди Стефано, Борису Христову, Чезаре Сьепи, Тито Гобби, Пьеро Каппуччилли и даже ее собственному супругу баритону Владимиро Ганцаролли. Хельга Шмидт также была инициатором выступлений в Венской Государственной Опере таких всемирно известных танцоров как Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева.
Из Вены она переехала в Лондон, где проработала художественным руководителем Ковент-Гарден на протяжении 1970-х годов. В возрасте 33 лет она стала первой женщиной, которая смогла заняла пост, принадлежавший до этого только мужчинам.
Вместе с Колином Дэвисом она руководила лондонским театром в самый яркий период его истории. Благодаря Хельге Шмидт Королевский оперный театр стал начальной точкой в карьере таких мэтров как Карл Бём, Риккардо Шайи, Кристоф фон Донаньи, Бернард Хайтинк, Карлос Клайбер, Лорин Маазел, Зубин Мета, Риккардо Мути, Сейджи Озава и Жорж Претр, а также увидел дебют таких знаменитых певцов как Джакомо Арагаль, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Биргит Нильсон, Лучано Паваротти, Руджеро Раймонди и Джоан Сазерленд, и это лишь некоторые из них.
Она также способствовала выпуску бесчисленного множества виниловых пластинок, все из которых стали образцами для современных мировых звукозаписей. Самая известная из них – запись оперы “Тоска”, сделанная в 1976 году с дирижером Колином Дэвисом и с Кабалье, Каррерасом и Викселем в главных ролях.
Хельга Шмидт, будучи к концу 1990-х годов художественным руководителем многих музыкальных учреждений и престижных оркестров (в том числе Консертгебау в Амстердаме и Королевского симфонического оркестра в Лондоне), пришла в восторг от претенциозного проекта, который в то время разрабатывался архитектором Сантьяго Калатрава под руководством генералитета Валенсии (региональным правительством).
Идея заключалась в том, чтобы открыть оперный театр в Валенсии. Её очаровала авангардная архитектура нового здания, а искренняя поддержка регионального правительства окончательно убедила ее принять непосредственное участие в проекте.
И, начиная с 2000 года, она уже посвящала этому проекту всё своё рабочее время. В 2005 году оперный театр был торжественно ознаменован как “Palau de les Arts Reina Sofía”, и в течение последующих семи лет Хельге Шмидт удалось поднять этот новый музыкальный центр до уровня самых лучших и авторитетных площадок на международной арене.
Это было последнее достижение столь достойной для подражания руководительницы, которая в своё немногочисленное свободное время хочет перечитать Рильке, Гете или Бальтасара Грасиана,
“который оказал такое сильное влияние на Шопенгауэра”
Она также мечтает жить с двумя своими собаками в своем загородном доме в Пьемонте и плавать под парусами наедине с собой
“по синему морю к бесконечным горизонтам, мысленно представляя рядом моего мужа Wladimiro”.
В июне 2012 года президент Австрии наградил ее австрийский почётным крестом «За науку и искусство», высшей наградой, которую можно получить в Австрийской Республике.
ClassicalMusicNews.Ru по материалам Slipped Disc и европейских СМИ. Перевод материалов – Андрей В.