Опера наоборот.
Пермский театр оперы и балета представляет во Дворце на Яузе одноактную оперу для скрипки, камерного хора и ударных – спектакль “Cantos”, в основе которого – главное произведение американского поэта Эзры Паунда.
Постановка претендует на победу фестиваля “Золотая маска” в семи номинациях.
Сосредоточившись на процессе, Теодор Курентзис игнорирует камеры, до последнего репетируя спектакль, который идет чуть больше часа. Но он сложный по свету и наполнению.
Семен Александровский совместил режиссуру и световое оформление. Зрители на сцене. Зал – продолжение театрального пространства.
Именно из зала появляется хор, который то поет, то говорит. Шорохи и звуки наполняют пространство, где каждый звук тонет в тишине.
Солирует только одна скрипка. Ей Алексей Сюмак отдал главную роль. Это ею дирижирует Теодор Курентзис.
Вся эта сложная конструкция держится на песнях Эзра Паунда – его главном труде Cantos – и исполняется на разных языках.
Поэт-модернист, мечтавший объединить мир, был осужден на 12 лет принудительного лечения в психиатрической больнице за пособничество Муссолини и антисемитизм.
Там он написал Cantos, признанный лучшим поэтическим сборником Америки.
Сам Паунд называл Cantos новой Одиссеей. Плаванием за знаниями.
Создатели спектакля тоже предложили зрителю отправиться в путешествие. В финале зрители спускаются в зал.
Там, на ярусе, невидимый, играет оркестр. И это – тоже театральный ход – движение внутри спектакля. Но выход со сцены не ставит точку. На улице перед театром огненная инсталляция.
Елена Ворошилова, Новости культуры