14 декабря 1938 года впервые перед зрителем распахнул занавес Башкирский государственный театр оперы и балета.
В этот день на сцене Аксаковского народного дома на башкирском языке шла опера итальянского композитора Паизиелло «Прекрасная мельничиха». На следующий день она была повторена в русском варианте, сообщается на сайте театра-юбиляра.
Первыми исполнителями стали башкирские артисты, выпускники оперной студии при Московской консерватории — Хабир Галимов, Бану Валеева, Зайтуна Ильбаева, Габдрахман Хабибуллин, Марьям Габдрахманова, Шагида Валиахметова.
Артисты были молоды, увлечены искусством и, может быть, не вполне осознавали, что навеки вписали свои имена в историю культуры республики. Они осуществили мечту своего великого наставника — композитора, педагога, общественного деятеля Газиза Альмухаметова — подарили башкирскому народу академическое музыкальное искусство. В Уфе родился первый в России национальный оперный театр.
В настоящее время Башкирский государственный театр оперы и балета стал авторитетным центром музыкального искусства. Популярны международные фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», проводимые театром с 1991 года. В разные годы участниками и гостями праздника стали яркие певцы и дирижеры Большого и Мариинского театров, Перми, Саратова, Воронежа, Екатеринбурга, Самары, Новосибирска, а также Италии, Болгарии и Германии.
С 1993 года проводятся Международные фестивали балетного искусства имени Р.Нуреева, которые привлекают танцовщиков отечественной и мировой сцены возможностью побывать на родине великого танцовщика, выступить на сцене, где он начинал путь к славе.
Все больший авторитет на мировых подмостках завоевывают творческие коллективы театра. Балетную и оперную труппы, симфонический оркестр тепло принимают на театральных подмостках разных стран мира.
Творческие принципы, сформированные в первые десятилетия жизни театра, живут, развиваются. По-прежнему коллектив ориентирован на постановку лучших образцов зарубежной и отечественной классики. Основу репертуара составляют произведения Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Верди, Бизе, Пуччини, Доницетти, Россини, Минкуса, Адана, в сценическом воплощении которых постановщикам и исполнителям удается достичь подлинных творческих высот.
Галия Набиева, “Башинформ”