19 апреля 2019 в Малом зале «Зарядье», в рамках Года музыки Великобритании и России, прозвучала «Музыка английских королей» в исполнении известного российского вокального ансамбля «Интрада» (художественный руководитель – Екатерина Антоненко).
В программе – сочинения композиторов разных веков: от Джона Шеппарда (первая половина XVI столетия), – до нашего современника, сэра Джона Тавенера, ушедшего из жизни в 2013 году. Дирижировал концертом один из ведущих британских хоровых дирижеров Питер Филлипс.
Мероприятия в рамках программы Года музыки России и Великобритании проводятся Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.
Художественный руководитель коллектива Екатерина Антоненко рассказала о концерте и жизни ансамбля.
— Екатерина, «Музыка английских королей» прозвучала в Малом зале «Зарядье». Где, на ваш взгляд, сложнее петь музыку Ренессанса, в соборе или концертном зале?
– Малый зал «Зарядье» – один из лучших камерных залов Москвы. Как в зале, так и в соборе может быть совершенно разная акустическая ситуация, – все зависит от индивидуальных особенностей пространства. Нужно заметить, что излишняя реверберация, присущая акустике соборов, имеет и свои негативные стороны: сочинение в быстром темпе при такой акустике может существенно проиграть.
Вообще многие исполнительские аспекты зависят от того пространства, в котором происходит исполнение. Очень важно вписать сочинение в имеющиеся акустические условия, при этом могут измениться темп, штрихи, динамика…
На мой взгляд, в Малом зале «Зарядье» для нашей программы «Музыка английских королей» условия были близки к идеальным.
— Ваш самый яркий проект за последнее время…
– Совсем недавно у нас состоялась просто фантастическая гастрольная поездка; с одной стороны, – очень насыщенная и интересная, с другой, – физически это было непросто. Между спектаклями SOS (THE SONG OF SONGS) на музыку Алексея Сысоева в постановке Веры Мартынов, в Москве и Санкт-Петербурге, -– у нас был всего один свободный день.
Внезапно, нас приглашает немецкий фестиваль. За пять дней мы 4 раза показали SOS – 3 раза в Питере и один раз в Москве в рамках Russian case фестиваля Золотая маска, а также спели Литургию Рахманинова в Германии, в городе Гёрлиц. Только в аэропорту мы осознали, что билет из Петербурга в Москву был транзитным, и мы летим в столицу через Берлин…
— Вы исполнили много премьер. Что, на ваш взгляд, самое главное в момент первого представления сочинения?
– Интересный и непростой вопрос. Самое важное – приблизиться к замыслу композитора и максимально донести его до слушателя. Замечательно, если автор сам даёт комментарии, как, например, Алексей Сысоев во время работы над спектаклем SOS.
К сожалению, в концертном формате, часто всё ограничивается одним исполнением, ведь на самом деле сочинение начинает раскрываться после нескольких исполнений, когда ты уже в нём «живешь». Это позволяет открывать такие вещи, которые, может быть, с первого раза сложно разглядеть.
— Вы часто выступаете в Европе. Какие необычные поездки вам запомнились?
– В сентябре мы совершили сказочное путешествие в Вартбург. Выступали в знаменитом замке, который является грандиозным ансамблем средневековой архитектуры с тысячелетней историей.
Это невероятно красивое сооружение, стоящее на горе, над городом Айзенах, где родился Иоганн Себастьян Бах. Очень интересное атмосферное место… Зал, где мы пели, полностью продуман Францем Листом; там стоит его дирижерский пульт.
— Как принимает вас европейская публика?
– Для меня самыми запоминающимися стали наши гастроли 2017 года, когда мы впервые выступали на знаменитом Дрезденском музыкальном фестивале, исполняли «Десять поэм на слова революционных поэтов» Шостаковича. Это сочинение для большого состава. Мы спели его в составе 27 человек. Было непросто, но нам это удалось! После первого отделения зал встал!..
— Почему вы решили связать свою профессиональную жизнь с хором?
– Мое первое воспоминание о хоровом пении (мне было лет 6, и тогда я занималась танцами), – из соседнего класса доносилось хоровое пение, а я припала к двери… Открыть дверь не осмеливалась, но ясно представилась картина счастливо поющих детей.
У меня появилось большое желание заниматься музыкой; я долго уговаривала родителей, прежде чем меня отвели на прослушивание. Тогда уже было 9 лет.
Таким образом, с раннего детства вокально-ансамблевый звук для меня был чем-то очень привлекательным. И до сих пор само звучание коллектива для меня необычайно важно.
— Какие из своих достижений связываете с работой в ансамбле «Интрада»?
– Творческий рост коллектива – это одна из моих основных задач сегодня; его звучание, наверное, можно назвать моим главным достижением.
Конечно, когда меня приглашают в качестве приглашенного дирижера – осенью я работала с Дрезденским камерным хором, а до этого, меня приглашал Берлинский камерный хор РИАС, – это совершенно другая ситуация. Здесь, в Москве мне приходится совмещать разные качества: и музыкального руководителя, и организатора.
— Из чего, на ваш взгляд, складывается «индивидуальность» вокального ансамбля?
– Любой коллектив не может сложиться одномоментно. Нельзя, набрав голоса, сразу сделать из них хор, – на это нужно время. За годы совместного творчества мы, участники «Интрады», стали понимать, что является важным и в каком направлении нужно двигаться. Речь идет о характере подачи звука, совершенствовании владения различными стилями.
Для меня важно, что певцы осознают поставленные задачи, и это стимулирует их к личному росту, от которого напрямую зависит и качество коллектива в целом.
— Кто преподал вам самый важный урок – урок позиции в искусстве?
– Наверное, основное направление в профессии дал мне мой учитель в Германии Маркус Крид. Благодаря нему я увидела ориентир. Позже я стала различать его и в других музыкантах, как, например, в Питере Филлипсе, который также оказал огромное влияние на формирование меня как музыканта.
Татьяна Эсаулова