Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства Brass Days продолжится московскими концертами после тульских. Четыре выступления пройдут в столичной консерватории и филармонии.
До старта мероприятий художественный руководитель форума Владислав Лаврик поделился своими впечатлениями и ощущениями.
– Как вы оцениваете уже состоявшиеся события на фестивале?
— Прежде всего, я рад, что у нас появилась возможность провести фестиваль в Туле в этом году. Публика принимала нас очень хорошо. На наши концерты и мастер-классы пришло очень много людей. Мы показали лучшие коллективы, представили лучших солистов. Всё собралось воедино и получилось, как мне кажется, полезным для всех.
— В чем заключалась “полезность” для публики?
— С одной стороны, обычные люди смогли прийти и послушать большой симфонический оркестр и оценить медное духовое искусство на концертах. С другой стороны, мастер-классы нужны для педагогов тульского региона, учащихся детских музыкальных школ и студентов. То, что их удалось провести, мне кажется очень важным. Мы стараемся помогать развитию образовательного процесса.
– Почему в прошлое пятилетие форум не выходил за пределы столицы?
— Для фестиваля важно было набирать обороты, становиться известнее и доступнее. Теперь, когда фестиваль уже проявил себя в Москве, у нас появилось больше возможностей вести переговоры в регионах. Конечно, и финансовая сторона играет большую роль.
– Кто сейчас помог?
— В этом году нас поддержала компания Сargill, министерство культуры и туризма тульской области и тульская филармония.
– Празднования 870-летия Тулы сыграли свою роль в организации?
— Возможно, была большая заинтересованность и наших спонсоров, и филармонии, и Министерства культуры, в частности. Мы хотели провести фестиваля прямо в дни праздника, но времени осталось немного — мероприятия были уже свёрстаны. И, тем не менее, я думаю, что мы всё равно влились в это празднование. В итоге довольны остались и тульская сторона, и мы.
– Можно теперь говорить о систематическом расширении по географии фестиваля?
— Мы верим, что так и случится. Одна из идей — это улучшение качества исполнения и знакомство людей со звучанием медных духовых инструментов по всей России. Надеюсь, что будем продолжать в Туле. Есть идеи насчет Волгограда и Оренбурга…
– 17 октября стартует московская часть Brass Days. Она будет солиднее по масштабам по сравнению с тульской?
— Мне кажется, что для Тулы масштаб, который мы представили, был достаточно велик и серьёзен. Уровень очень высокий. Московская часть будет не хуже. Прекрасные коллективы, отличные музыканты, очень интересные программы.
– Кто приедет впервые на фестиваль?
— Наши пермские друзья — исполнители на медных духовых инструментах, пианист Сергей Тарасов. Вадим Эйленкриг, кстати, впервые выступил на концерте в Туле в рамках нашего фестиваля.
– Планируются ли первые исполнения сочинений?
— Сергей Тарасов впервые сыграет Первый концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра Дмитрия Шостаковича. Концерт для брасс-квинтета с оркестром Яна Куцира, кажется, никогда не звучал в России.
– Трудно ли “организовать” на фестиваль солистов, оркестры?
— Иногда тяжело с привлечением симфонических оркестров: они очень заняты. Впрочем, весь вопрос только в заблаговременном планировании. Мне кажется, что авторитет фестиваля уже достаточно весомый, многие замечательные музыканты не прочь посотрудничать с нами. Приятно, что наше приглашение поучаствовать всегда воспринимается с большим энтузиазмом и, если есть такая возможность, то солисты и оркестры охотно соглашаются, несмотря на свой загруженный график.
– Задолго планируете фестиваль?
— Где-то за год.
– Перед вами, как художественным руководителем, стоит много организаторских задач. Когда вы сами занимаетесь на трубе?
— Стараюсь играть ежедневно хотя бы по два часа. Но иногда бывает, что такой возможности нет, очень много всего: дирижерская и организационная работы, преподавательская деятельность в консерватории.
Конечно, нужно заниматься каждый день. Когда этого не получается, то я сильно расстраиваюсь. Занятия основаны на тренировках физической выносливости. Как и спортсменам, нам нужно всегда быть в форме, поскольку от этого зависит стабильность, продолжительность и качество звучания.
В Москве пройдет Международный фестиваль медного духового искусства Brass Days
– Вы отдельно работаете над музыкальной стороной исполнения?
— Техническая подготовка и музыкальность должны быть неразлучны. Они должны быть вместе, и каждому из этих аспектов должно уделяться достаточное количество времени. Надо сказать, что, когда разбираешь то или иное произведение, ты примерно понимаешь, какая нагрузка предстоит. Когда человек выходит на сцену неподготовленным, то это сразу слышно.
– Кто для вас самый строгий судья?
— Я сам! Но есть несколько человек, к которым я прислушиваюсь. Самые строгие – это мой отец и директор фестиваля.
– Имеет для вас значение популярность?
— Имеет, в том случае, если мой авторитет побуждает людей заниматься нашим видом искусства и дает возможность полюбить духовую музыку. Ведь любой духовой инструмент не хуже скрипки и фортепиано.
– Как вы полагаете, настанет ли такое время, когда дефицит духовиков в оркестрах исчезнет?
— Уверен, что скоро в нашей стране количество музыкантов, играющих на духовых инструментах значительно увеличится. Другой вопрос, что выдающимися артистами становятся единицы.
Мне хочется, чтобы было больше индивидуальностей, и чтобы появлялись высококлассные мастера, которые могут играть не только в оркестрах, но и исполнять сольные программы.
– Станут ли дети чаще играть на трубе?
— В Америке детей отдают учиться играть на трубе – так же, как мы отдаем на скрипку и фортепиано. Мне кажется, что людям просто нужно захотеть играть на медных духовых инструментах. Это одна из наших главных задач.
— И труба встанет в один ряд с фортепиано?
— Сложно сказать. Но моя задача – чтобы это произошло, и как можно скорее.
Беседовала Анна Ефанова