В канун 100-летия одного из старейших музыкальных учебных заведений страны – ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова и 160-летия со дня рождения его основателя – ректор ВУЗа Валерий Ворона рассказал «Музыкальному Клондайку» о том, с чего начнется юбилейный год.
– Валерий Иосифович, празднование 100-летия вверенного вашему попечению учебного заведения вы начинаете с эффектного жеста – открытия памятника его основателю. Идея ваша была?
– Не только идея, наша мечта давняя. Ипполитов-Иванов – одна из величайших фигур нашей культуры, и при этом фигура недооцененная. Надо вернуть в историю его имя, признание его заслуг.
Он – первый выбранный ректор консерватории. Даже если смотреть только на историю консерватории, то после Рубинштейнов он – одна из ключевых фигур. Недавно Александр Сергеевич Соколов (нынешний ректор Московской консерватории. – Прим. ред.) поделился со мной: «Когда у нас бывают какие-либо сложности, я смотрю на портрет Ипполитова-Иванова, который висит у меня в кабинете, и он на меня с укоризной так смотрит, словно говорит: «Я тут наводил порядок в первую революцию, в Первую мировую войну, в революцию 1917 года, в гражданскую войну – и программу делал, и учебные заведения открывал, и здесь, и в Закавказье… А вам на что жаловаться?..»
Именно Ипполитов-Иванов заложил основу, фундамент нашей системы музыкального образования. В те непростые годы он не уехал, остался в России. Создавал специальные программы для детей, для солдат, для рабочих — его увлекала идея привлечения широких масс к академической культуре.
Во многом именно ему мы обязаны тем, что музыкальную культуру в советское время ставили в приоритет, и это давало потрясающие плоды. Его имя носят семь учебных заведений.
– Семь?
– У нас в Москве три – школа, училище, ВУЗ. В Костроме есть школа его имени, в Ростове, в Гатчине, где он родился, и в Тбилиси. В Тбилиси он работал еще до революции, поехал туда молодым человеком, в 24 года, по линии Русского музыкального общества. Проработал там 11 лет, оказал огромное влияние на создание композиторской школы Закавказья. Там часто бывал Чайковский. Он вообще покровительствовал Ипполитову-Иванову – и очень ценил его жену Варвару Зарудную, она была потрясающей певицей.
Кстати, Чайковский же и предложил руководству консерватории кандидатуру молодого Ипполитова-Иванова в качестве преподавателя. Впоследствии коллектив избрал его ректором. До него были и Танеев, и Сафонов, но они надолго не задерживались – период был бурлящий… А пришел Ипполитов-Иванов – и 16 лет руководил, при нем наступило равновесие, гармония.
В то время Ипполитов-Иванов был непререкаемым авторитетом – при том, что это был скромнейший человек. Он умел вести свою линию, не поступаться принципами – но при этом считаться с обстоятельствами, любить людей и ценить их. Его дом был открыт абсолютно для каждого, там постоянно собирались крупнейшие музыканты того времени, писатели, художники, вызревали идеи, которые потом проросли в нашей культуре.
Масштаб личности Ипполитова-Иванова поистине ренессансный. Дирижер Большого театра, общественный деятель, педагог. Композитор с колоссальным наследием – практически неизученным.
В прошлом году в Гатчине, сначала в рамках Фестиваля учебных заведений, носящих имя нашего основателя, а затем и в рамках Пасхального фестиваля Лариса Абисаловна Гергиева сделала концерты романсов Ипполитова-Иванова с солистами Академии молодых певцов Мариинского театра.
Успех был невероятный! Изумительная музыка, светлая лирика, проникновенная, чистая. Несколько опер совершенно неизвестных, симфонии, много духовной музыки – в Российском национальном музее музыки около 10 000 различных наименований материалов, связанных с именем Ипполитова-Иванова.
3 января мы планируем исполнить кантату, которую он написал на открытие памятника Пушкину, она всего один раз тогда исполнялась. Хотим поставить оперу «Ася», которая не ставилась уже 120 лет…
– Дух Ипполитова-Иванова все еще живет в ваших стенах?
– Абсолютно точно живет. Ипполитовка всегда отличалась восприимчивостью к новым веяниям, инициативностью, независимостью. Даже в советское время студенты чувствовали себя здесь более свободно, раскованно. Вся наша страна пережила такие катаклизмы и беды, что это сказалось не только на нашей истории, но и на нашей ментальности.
Мы готовы ко всему, умеем сопротивляться, умеем выживать в любых ситуациях. Советское время дало нам невероятную закалку и такую общность, которую ни одно другое время не даст. А Ипполитов-Иванов давал своим студентам еще какой-то особенный свет и почти родительское тепло. Мы его чувствуем, оно сохраняется и передается из поколения в поколение.
Максим Венгеров получил диплом Института имени Ипполитова-Иванова
– Вы себя ощущаете продолжателями его идей или хранителями?
– Скорее, продолжателями. А идеи Ипполитова-Иванова сейчас даже более актуальны, чем в его время. Мы тоже работаем над привлечением широкой общественности, созданием специальных программ, образовательных шоу, мультиков для детей, игровых спектаклей. Еще до появления эпохи грантов мы создали первую независимую стипендиально-премиальную программу «Золотой талант», которой охватили весь СНГ и в течение 7 лет выявляли молодых одаренных музыкантов.
Работаем с регионами, со школами и детскими садами. Боремся за то, чтобы в информационном поле вновь появился весь спектр нашей культуры, а не только то, что «ниже плинтуса». Когда мы поехали в глубинку с нашими стипендиатами, мы думали, что к нам никто не придет. А были аншлаги – люди истосковались по чему-то настоящему. У нас тогда, в общем-то, буквально открылись глаза.
Любое искусство развивает, но музыка – особенно. Это сейчас поняли в Корее, в Японии и Китае, где музыке придается колоссальное значение, вкладываются огромные деньги, строятся потрясающие концертные залы и учебные заведения, в общем, делают то, что Россия делала в прошлом и позапрошлом веке. А мы сейчас утрачиваем свои лидирующие позиции…
Вместе с Максимом Венгеровым мы учредили первую в мире премию в области музыкальной педагогики имени Ипполитова-Иванова, сейчас вводим новую премию – за популяризацию творчества Ипполитова-Иванова. Хотим ее назвать «Музыкословие».
Сейчас, к сожалению, у нас профессии музыканта и педагога перестали кормить, и молодежь сюда не идет. Вся наша нынешняя школа держится на 5-6 именах уходящего поколения. Если в ближайшие годы мы не предпримем кардинальных мер, то не выдержим мировой конкуренции. Поэтому мы создали программу «Россия – музыкальная держава» и сконцентрировали в ней все проекты, которые помогут нам выстоять. Будем стараться добиться для нее статуса национального проекта.
– А Ипполитов-Иванов помогает?
– Очень. Если нас кто-то захочет обидеть, он заступится, не сомневайтесь (смеется). Чем больше мы о нем думаем, осмысливаем его роль в истории, говорим об этом, тем больше чувствуем его присутствие в нашей действительности. И, конечно, установка этого памятника – событие историческое. Концертов в его честь еще можно много сыграть, а памятник останется здесь на века.
Михаил Михайлович это заслужил как никто другой, ведь его именем никто не занимался после смерти, у него не было родственников, наследников. Дочь только одна (кстати, подкидыш – им с женой под дверь подбросили грудного ребенка, и они ее вырастили). Но она потом на Запад уехала.
Валерий Ворона: «Бразилия даёт всему миру футболистов, а Россия – лучших музыкантов!»
– Легко ли было добиться разрешения поставить памятник?
– Нам Министерство культуры пошло навстречу. Памятник будет установлен на федеральной земле. А сам монумент – подарок нашего друга, известного скульптора Айдына Зейналова. Мне кажется, что ему удается в своих скульптурах передавать ощущение ауры живого человека. Ипполитов-Иванов у него получился какой-то очень домашний, теплый, скромный. В общем, мы счастливы.
Светлана Остужева, “Музыкальный Клондайк”