Пока московичи штурмуют свою филармонию и скупают абонементы на концерты, у белорусской публики появилась уникальная возможность услышать своих лучших музыкантов.
Артем Шишков, Иван Каризна, Кирилл Кедук – имена, которые прославляют Беларусь в Европе уже не первый год.
Звезды, лауреаты множества международных конкурсов, выпускники престижных академий музыки, выступающие на самых известных сценах, отправляются в тур по Беларуси. Их концертный тур: Слуцк – Гродно – Бобруйск – Полоцк – Барановичи. Жителям этих город явно повезло.
Накануне первого гастрольного концерта мы поговорили с Артемом Шишковым, о котором «Комсомолка» писала уже не раз. Артем первым из белорусских музыкантов сыграл на скрипке Страдивари, стал лауреатом престижнейшего конкурса королевы Елизаветы, после которого ему открылись многие двери. Это для него Владимир Спиваков просил белорусское государство приобрести качественную скрипку.
– Артем, с той скрипкой Гварнери вы и стали лауреатом конкурса королевы Елизаветы. Но сейчас вы играете на другом инструменте.
– Гварнери сейчас в Академии музыки. А пока я играю на инструменте, который взял в аренду в одном швейцарском фонде. Очень неплохой инструмент.
– Сколько стоит аренда?
– В месяц 120 евро, что очень дешево для инструмента такого уровня звучания. Потому что, скажем, аренда Амати в том же фонде стоит 1100 евро в месяц.
Сейчас я нашел очень хороший инструмент и относительно недорогой для скрипки такого уровня – 130 тысяч евро. Но по звучанию он не хуже топовых скрипок Страдивари, Амати или Гварнери. Сейчас занимаюсь поиском инвестора.
Такая практика распространена в Европе – богатые люди инвестируют в инструменты, которые никогда не падают в цене, они могут только дорожать. Это даже прибыльнее, чем вкладываться в золото. Люди покупают инструмент и дают в пользование музыканту, который платит страховку, амортизацию, ремонт, аренду.
– А имя владельца должно где-то мелькать? В афишах, к примеру?
– Все зависит от того, как будет составлен договор. Если есть такое желание, почему бы не указать в афише. Но обычно это не афишируется.
«В роли свободного музыканта мне удобно»
– Вы окончили аспирантуру в Вене несколько лет назад. Чем занимаетесь сейчас?
– После аспирантуры стал играть в «Липкинд квартер» (коллектив, который создал знаменитый виолончелист Гавриэль Липкинд. – Ред.), потом квартет переместился в Берлин, и я тоже переехал. В квартете двое израильтян, канадец и я. Сам Липкинд сейчас будет играть на виолино бассо – инструменте, который он специально сконструировал. Я прожил в Берлине года полтора и вернулся в Минск, потому что понял, что из-за разъездов бывал там не больше месяца в полугодие. Решил между проектами возвращаться домой.
– Выходит, вы свободный художник?
– Да, у меня нет постоянной работы. И я этим дорожу, не должен ходить каждый день на работу в какой-то оркестр. Могу выбирать между проектами. Вчера приехал из Дохи, где был концертмейстером.
– Не страшно так существовать?
– Я уже привык.
– А материально выгодно?
– Наверное, сложнее, чем постоянная работа. Если хочешь построить дом, получить кредит в банке, конечно, лучше иметь постоянную работу и гарантированный доход. Но пока меня все устраивает. У меня есть агент, который на себя взял все переговоры. Через несколько лет я, скорее всего, найду какое-то место. Возможно, буду преподавать.
– Наверняка родной колледж при Академии музыки вас зовет.
– Зовет, конечно. Но я ведь постоянно езжу, а ученикам плохо, когда педагога постоянно нет рядом. А когда ребята маленькие, педагог должен быть все время с ними.
Но в Беларуси я играю много и регулярно. Вот и сейчас у нас будет тур по стране.
«Про гонорар за тур по Беларуси даже не спросил»
– Как сложилось ваше трио?
– С Ваней мы знакомы много лет, а с Кириллом я познакомился этой осенью. Ребята предложили сыграть на благотворительном концерте, где шел сбор средств для мальчика, больного раком. Я всегда соглашаюсь на такие приглашения.
Тогда мы первый раз сыграли трио, получилось удачно, нам понравилось. Ребята предложили сделать тур по Беларуси. А летом планируем провести фестиваль и мастер-классы в родном для Вани Дятлово. Активностей сейчас много в Беларуси.
– Иван и Кирилл – такие же свободные музыканты, как и вы?
– Да. Ваня сейчас живет между Францией и Беларусью.
– Но в туре по Беларуси больших денег не заработаешь.
– Даже не знаю. Мы это даже не оговаривали.
– Выходит, на родине готовы играть за любые деньги?
– В принципе, да. Ведь в районные города серьезные музыканты приезжают очень редко. А мы хотим, чтобы люди могли услышать хорошего качества классическую музыку. Поэтому и выбрали такие города. И программу – не самую сложную.
Неправильно обрушивать на человека сразу Шостаковича или Прокофьева. А музыку Чайковского и Пьяццоллы любят все. К тому же цикл «Времена года», который был написан для фортепиано, нечасто можно услышать в переложении для рояля, скрипки и виолончели.
– Вы играете на ценном инструменте, у Ивана Каризны тоже ценная виолончель. Вы приезжаете в районный центр, где стоит обычный рояль…
– Да, Кириллу сложнее. Ну что делать? Кирилл – профессионал, он может играть на всем. Просто это немного сложнее. Но мы сможем приспособиться к любому залу и любой акустике.
– В Европе вам приходилось играть в городках, схожих со Слуцком или Борисовом?
– Конечно. Половина Германии состоит из таких городков. И там достаточно образованная публика, которая ходит на концерты, в музеи. Вообще, общий культурный уровень в Европе выше, чем у нас. Много исполняется современной классической музыки.
Мне доводилось участвовать в «синтетических» проектах, когда на сцене одновременно выступают музыканты и танцоры. Играл я и в клубах, где звучит и электронная музыка, и классическая. На таких концертах всегда очень много публики.
Самым необычным был проект в Германии. Мы играли квинтеты – струнный квартет и рояль. Идея была в том, чтобы впятером встретиться только на концерте. Мы ни разу не репетировали вместе, максимум – по трое. Первый опыт исполнения произведения был перед зрителем. Было очень интересно. Но это, конечно, испытание.
– На улице больше не играете? (Несколько лет назад Артем два месяца играл два месяца на улице в Париже, эта запись даже попала на YouTube . – Ред.)
– Нет. Но последний раз на улице я играл пару лет назад в Вене, когда мы с другом-скрипачом решили сделать подарок на день рождения нашей хорошей знакомой.
***
Артем Шишиков – выпускник Белорусской академии музыки и Венского университета музыки. Лауреат конкурса королевы Елизаветы и 15 международных конкурсов.
Кирилл Кедук – выпускник Международной фортепианной академии (Италия) и Королевского Северного колледжа музыки (Англия), победитель конкурса Владимира Горовица, лауреат 15 международных конкурсов.
Иван Каризна – выпускник Парижской консерватории, обладатель бронзовой медали конкурса Чайковского, лауреат 10 международных конкурсов.
Трио-тур «Времена года»: 5.02 – Слуцк, 7.02 – Гродно, 9.02 – Бобруйск, 10.02 – Полоцк, 11.02 – Барановичи.
Надежда Белохвостик, “Комсомольская правда”