В ноябре в Санкт-Петербурге открывается VI Международный фестиваль валторнистов, в котором впервые в истории примет участие Санкт-Петербургский симфонический оркестр – один из ведущих творческих коллективов Петербург-Концерта.
О том, как появился фестиваль и чем он может заинтересовать современного зрителя, рассказал автор идеи – дирижер, основатель и художественный руководитель уникального Государственного рогового оркестра Сергей Поляничко.
— Расскажите о фестивале, в чем его особенность?
— Идея нашего фестиваля – популяризация музыкального инструмента – валторны. Почему именно валторна? Здесь много причин, есть даже личные. Первое образование я получил в Санкт-Петербургской консерватории, как валторнист и конечно, у меня особая привязанность к этому инструменту. Но на самом деле идея гораздо глубже.
Валторна – инструмент важный для симфонического оркестра и заслуживает внимания как инструмент сольный. Обычно мы видим яркие примеры солистов: пианистов, струнников, певцов, но почему-то всегда упускаем из вида валторну, хотя для этого инструмента писали и Моцарт, и Бетховен, и Гайдн, и другие великие композиторы. Эту музыку надо исполнять, поэтому мы решили организовать этот фестиваль.
Сегодня мало кто начинает учиться играть на валторне, потому что это сложный инструмент, и важно пробудить в молодом поколении желание прикоснуться к нему.
В этом году мы впервые работаем с очень известной, крупной организацией «Петербург-Концерт», которая многими своими проектами участвует в развитии и воспитании молодёжи. И конечно, я благодарен Министерству культуры Российской Федерации и Комитету по культуре Санкт-Петербурга, которые уже шестой год подряд поддерживают фестиваль.
Для нас очень важно формировать новое поколение музыкантов-валторнистов, и мы очень гордимся своими успехами, у нас есть несколько ребят, которые под впечатлением от предыдущих фестивалей начали играть на валторне, «дети фестиваля» – так мы их называем.
— Вы как-то с ними поддерживаете связь, общаетесь?
— Обязательно! Есть очень талантливые ребята. Они приходят на уроки, занимаются, учатся в музыкальных школах, надеюсь, что потом они продолжат своё обучение в консерватории.
— А как началась Ваша личная история с валторной?
— Что касается меня — то я начал заниматься на валторне под впечатлением от игры моего педагога Виталия Михайловича Буяновского. Я был на концерте, где он играл знаменитое соло из Пятой симфонии Чайковского. Меня это настолько потрясло, что я потребовал, чтобы меня отвели к Виталию Михайловичу на занятия. Можно сказать, что моя любовь к звуку валторны привела меня в музыку и впоследствии – к организации фестиваля.
Без валторны сегодня немыслим ни один оркестр, ни симфонический, ни духовой. Красками своего тембра валторна способна выразить большую амплитуду человеческих эмоций и состояний, поэтому композиторы доверяют валторне большие художественные задачи.
— Как появился фестиваль?
— Однажды, в Ростове-на-Дону мы задумали провести концерт, и выяснилось, что просто не хватает валторнистов. Представьте, что есть города, где валторнистов всего 1-2 человека.
Недавно, мы открывали фестиваль в Волгограде — там валторнистов, которые активно участвуют в творческом процессе, всего 6-8 человек, на несколько оркестров, то есть, если кто-то из них заболел, то мы не сможем сыграть оперу. Поэтому мы поставили задачу привлечь молодые кадры — для того, чтобы валторна не попала в «красную музыкальную книгу» — в разряд медленно исчезающих инструментов.
Не буду скромничать, за несколько лет мы добились хороших результатов. На наших первых мастер-классах присутствовало 20 человек, а на пятом фестивале уже – 250 студентов и профессиональных валторнистов и это о многом говорит. Кроме молодых ребят приходят и педагоги — они общаются, узнают что-то новое, делятся опытом. Возможность человеческого общения бесценна, и фестиваль дает такие возможности.
— Есть ли у фестиваля конкуренты в России?
— Нет, он единственный. Фестивалю валторнистов уже 6 лет, и мы проводили его в разных регионах России. Начинался он в Ростове-на-Дону, потом к нему присоединился Краснодар, города Северного Кавказа, потом Казань, Москва, Петербург, Петрозаводск – более десяти городов. В этом году мы впервые проводим фестиваль в Волгограде и Астрахани.
Скоро предстоят три концерта в Санкт-Петербурге, где кроме валторнистов и симфонического оркестра будет участвовать еще и Государственный роговой оркестр.
— Почему возникла идея присоединить роговой оркестр?
— Наше участие в фестивале вполне уместно и объяснимо. Валторна с немецкого языка (Waldhorn) переводится как «лесной рог». Лесной рог — это и есть валторна, если его скрутить особым образом. Необычные инструменты рогового оркестра — ближайшие родственники современной валторны. В коллекции их более ста.
— Вы сказали, что география фестиваля объединила уже более десяти городов. Как музыканты взаимодействуют между собой?
— Каждый год мы определяем состав участников. Есть костяк, но обязательно приглашаем новых. К нам присоединились потрясающие московские валторнисты Государственного симфонического оркестра России имени Светланова, Московской филармонии, валторнисты Мариинского театра. Выступали музыканты из Финляндии.
Мы устраивали валторновые батллы, придумываем что-то новое, что интересно нашим постоянным слушателям, стараемся ориентироваться на вкусы молодой публики.
— Чем отличается нынешний фестиваль от предыдущих?
— В этом году мы сделали акцент на солистов. Тематика нашего фестиваля — это исполнение самых красивых и самых технически сложных концертов для валторны. В программе российские, советские композиторы — Александр Гедике, Рейнгольд Глиэр и их изумительные шедевры, которые исполняются во всем мире.
Кроме того, мы выбрали самый сложный концерт для валторны Рихарда Штрауса. Это сочинение будет играть выдающийся валторнист Оливье Дарбелле — он молодой, но уже профессор, лауреат многих конкурсов, известная фигура в валторновом мире. Мы очень многого ожидаем от его мастер-класса, большой интерес к нему, как к педагогу.
Что еще важно — будет исполняться музыка современная, которая написана известным испанским композитором Хуаном Коломером. Он родился в Испании, живет и работает в Америке, автор музыки для многих голливудских фильмов. Маэстро Коломер написал концерт для своего друга, феноменального валторниста Хавьера Боне, который специально приедет на наш фестиваль, чтобы сыграть петербургскую премьеру.
— На Ваш взгляд, почему зрителям надо прийти на фестиваль?
— Я часто думаю, что вообще заставляет людей ходить на концерты? Наверное, тяга к прекрасному, потребность в развитии, внутреннем совершенствовании. У каждого есть своя причина.
У каждого жанра есть свой почитатель. У каждого инструмента, свой слушатель. Кому-то нравится тембр скрипки или альта, кто-то без ума от звучания виолончели гениального Ростроповича. Но есть Валторна. Великий инструмент. И есть великолепные валторнисты. И я верю, что благодаря им и нашему фестивалю, валторна со временем займет достойное место среди самых популярных инструментов.
Беседовала Ксения Яковлева