Премьера оперы состоится в октябре в Германии.
Опера “Гензель и Гретель”, премьера которой состоится в октябре этого года в Штутгарте, будет посвящена бедности и людям, стремящимся найти из нее выход. Об этом рассказал Кирилл Серебренников – режиссер-постановщик оперы, художественный руководитель “Гоголь- центра”, российский режиссер театра и кино.
Беседа с Серебренниковым состоялась в столице Руанды, где он вместе с коллегами из России и Германии в конце марта – начале апреля проводил съемки фильма, который станет частью сценического действия в рамках оперы.
Штутгартская опера
“У меня хорошие отношения со Штутгартской оперой, которая в 2016 году была названа в Германии “оперой года”. Это уже вторая постановка, которую я для них делаю.
Меня пригласил интендант Штутгартской оперы, замечательный режиссер и театральный деятель Йосси Веллер”,
– начал свой рассказ об истоках возникновения проекта Серебренников.
“Несколько лет назад он предложил мне поставить оперу “Саломея” Рихарда Штрауса. Я сделал это, и получился достаточно успешный проект.
Йосси предложил мне следующую работу, попросив меня сделать постановку знаменитой немецкой детской оперы Энгельберта Хумпердинка “Гензель и Гретель”, которая по значимости похожа на наш “Щелкунчик” в период новогодних торжеств”,
– сказал он.
Сюжетная линия и Руанда
“Я предложил сделать историю не только про бедных немецких детей, потерявшихся в лесу, но и вообще – про бедность, про людей, которые ищут выход из бедности, хотят выбраться из нее, спастись.
К тому же есть важная тема беженцев, которая постоянно всплывает в наших разговорах. И для Германии, и для России – это очень серьезная история”,
– отметил Серебренников.
“Я предложил снять кино в Африке, в котором героями будут черный Гензель и черная Гретель. И они будут искать лучшей жизни в Европе. Это тот самый случай, когда странная, в чем-то безумная идея вызвала живой отклик, и вместо отказа я услышал: “Да, давай снимать”.
Осталось дело за малым – снять кино”,
– продолжил режиссер.
“Понятно было, что оно не может быть просто иллюстрацией сказочного сюжета, началась огромная подготовительная работа, которую вела драматург Анн-Кристин Меке, вся Штутгартская опера во главе с Йосси Веллером и шефом-драматургом Серджио Морабито.
И вот, мы в Кигали. Руанда была выбрана из-за того, что в этой стране относительно безопасно, кроме того, в Руанде есть Институт искусств, связанный с кино, а также имеются техника и оборудование, которые можно арендовать”,
– отметил Серебренников.
Режиссер напомнил о геноциде в этой стране в 1994 году – массовых убийствах руандийских тутси местными хуту.
“В нашем фильме есть “Хор 14 ангелов” – вот это будут души детей, замученных во время этой бойни. Тутси, спасаясь, уходили в заросли сахарного тростника, где их и настигали убийцы и зарубали мачете”,
– сказал он.
“Снимали на днях эпизод как раз в таких зарослях. Для съемок фильма мы выбрали двух школьников из Руанды. И они, ничего не зная о сюжете оперы Хумпердинка, снимаются в ситуациях, похожих на те, что были в оригинальной немецкой сказке”,
– сообщил Серебренников.
“После завершения работы в Кигали мы продолжим съемки в Штутгарте,
– поделился планами режиссер.
– По нашему сюжету дети засыпают в Африке и просыпаются в западном городе. И здесь, надо сказать, что руандийские дети, снимающиеся в нашей картине, не только никогда не были на Западе, но даже не выезжали за пределы Кигали, они впервые окажутся в другом мире, мы будем снимать их реакции, их ощущения”.
Соединение кино и оперы
По словам Серебренникова, для него “такое соединение кино и оперы происходит впервые, что из этого выйдет, совершенно неизвестно”.
“Снимать фильм в Руанде я позвал Дениса Клеблеева, ученика Марины Разбежкиной. Он замечательный документалист, который много работает и преподает.
Я специально выбрал его, потому что здесь нужна особая документальная манера съемки,
– пояснил Серебренников.
– Получится ли соединить подлинность, фактурность африканской жизни на экране и условность сказочной оперы, – мы узнаем только, когда все это соберется воедино”.
“К репетициям в Штутгарте я приступаю в начале сентября, сразу после премьеры “Маленьких трагедий” в “Гоголь-центре”. А премьера оперы “Гензель и Гретель” состоится 22 октября 2017 года”,
– отметил он.
Первин Мамед-заде, ТАСС