Екатеринбургский театр оперы и балета объехал с гастрольными турами полмира. Только за последние несколько лет оперная и балетная труппы посетили Сербию, Италию, Швейцарию, Австрию, Германию, Израиль, Турцию, остров Тайвань.
Зарубежные режиссеры и актеры также нередко участвуют в постановках нашего театра. Так, в марте этого года солисты театра Генуи «Карла Феличе» Лева Мария Тереза и тенор Кардиль Розолино Клаудио исполнили главные партии в опере Пуччини «Богема». За дирижерским пультом во время спектакля был художественный руководитель итальянского театра Джузеппе Акуавива.
Руководство нашего театра, несмотря на нестабильную финансовую ситуацию, намерено и дальше заключать контракты на постановки со знаменитыми дирижерами и режиссерами, а также сотрудничать с европейскими театрами-партнерами. Так, уже в начале июня дирижировать «Травиату» в Екатеринбургском театре оперы и балета будет генеральный директор Национального театра Белграда Дэян Савич.
О предстоящих гастрольных турах артистов екатеринбургского театра, о работе над новыми спектаклями и первой российской премьере оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка» рассказал в интервью JustMedia.ru директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин.
— В апреле прошлого года к нам приезжал дирижер и генеральный директор Национального театра Белграда Дэян Савич. До этого наши артисты ездили на гастроли в Сербию. Планируется ли продолжить данное сотрудничество?
— Действительно, у нас сложились творческие отношения с Дэяном Савичем. Мы уже дважды были на гастролях, открывая сезон Сербской национальной оперы. Наша вторая поездка состоялась в октябре прошлого года, накануне визита Президента РФ Владимира Путина в Белград. Меня удивило, что абсолютно весь город готовился к этому мероприятию. По этому случаю в Белграде открыли памятник Николаю II, что меня также поразило.
Наш театр дал два больших балетных гала-концерта, зрители увидели отрывки и вариации из балетов «Баядерка» и «Пахита». В прошлом году во время ответного визита Дэян Савич дирижировал в нашем театре спектаклями «Мадам Баттерфляй» и «Севильский цирюльник».
В этом году 4 июня под руководством Дэяна Савича прозвучит опера Верди «Травиата». Это очень крепкий, сильный и основательный дирижер, дающий гастроли в лучших театрах Европы и сотрудничающий с такими всемироно-известными оркестрами как: Лондонский симфонический оркестр, Венский оркестр, Королевский оркестр в Осло и оркестр Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Я считаю правильным то, что мы приглашаем специалистов со стороны. Это позволяет зрителям взглянуть на уже известные репертуарные спектакли новым взглядом.
В этот раз, 4 июня, вместе с дирижером в Екатеринбургский театр оперы и балета в рамках культурного сотрудничества приедут ведущие солисты Национального театра оперы Белграда Душан Плазинич (тенор) и Снежана Савичич-Секулич (сопрано), которые исполнят в опере «Травиата» главные партии.
Дэян Савич, наверное, в силу того, что очень любит Россию и хорошо говорит по-русски, активно идет с нами на контакт. Везде в сербской прессе директор Национального театра Белграда заявляет, что Екатеринбургский театр оперы и балета — это главный партнер в России. В июне мы начнем переговоры о гастролях нашей балетной трупы в Сербию в 2016 году.
— Нам стало известно, что в этом году театр собирается в гастрольный тур на Тайвань. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом?
— На Тайване мы пробудем с 20 по 30 июня. Это будет наша вторая поездка на этот остров. Три года назад мы возили туда «Травиату» и «Мадам Баттерфляй». В этом году поедем с «Риголетто», премьера спектакля состоялась в феврале этого года и оперой «Тоска». Выступления будут проходить в национальном театре Тайбэя в центре Тайваня.
Громадная сцена и зал, где все совершенно в техническом оснащении. Организовать гастроли помог импресарио из Нью-Йорка, имеющий с нашим театром длительные отношения. Он же организовал транспортировку наших декораций для двух спектаклей.
— Много ли было их отправлено?
— В Екатеринбург пришла фура, мы погрузили три морских контейнера по 40 футов, что очень много. Декорации доедут до Владивостока, а затем морем до Тайваня. Таким же путем они вернутся в Екатеринбург в конце сентября—начале октября. На Тайване у нас достаточно плотный график выступлений.
Оркестр будет местный, поэтому главный дирижер нашего театра Павел Клиничев вылетит туда раньше, чем труппа, чтобы провести корректурные и оркестровые репетиции.
– Много ли артистов театра примут участие в гастролях?
— Мы едем в составе 74-х человек. Это большая часть хора и два состава солистов-вокалистов. Я думаю, что эта поездка в восьмимиллионный город — хорошая возможность для вокалистов показать себя. Сегодня не самое простое время, поэтому надо ценить каждую поездку.
— Планируются ли еще какие-то выезды за границу в этом году?
— В конце апреля я летал в Германию. Туда мы дважды выезжали с балетом «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» — но не все площадки, предоставленные для наших спектаклей, были хорошо оснащены. В этот раз нам предложили выступить на сцене государственного театра Бонна.
В рамках новогодней кампании обсуждаются балетные спектакли «Любовь и смерть», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик» и «Пахита», «Вариации Сальери» и «Сильфида». Импресарио пошел нам навстречу и предложил провести гастроли с 7 по 20 декабря, чтобы труппа нашего театра успела вернуться в Екатеринбург и полноценным балетным составом отработать Новый год для екатеринбургского зрителя.
— В марте к нам приезжали артисты из Генуи. Собираетесь ли вы к ним с ответным визитом?
— В силу того, что в театре Генуи нет балетной трупы, мы ведем переговоры о гастролях в Геную осенью 2016 года и планируем дать сразу семь спектаклей подряд, среди них, например, академический балет «Корсар».
Художественный руководитель театра Джузеппе Акуавива имеет громадный интерес к русской опере, и ему бы хотелось, чтобы мы привезли одну из них, например, «Руслан и Людмила». Но русская классика – это хор, солисты оперы и балет. Это очень большое количество людей, поэтому надо серьезно подойти к данному проекту, в том числе с финансовой точки зрения.
— Собираются ли итальянские солисты посетить наш театр?
— Мы предполагаем, что к нам приедут солисты-вокалисты из театра Венеции, чтобы поддержать итальянский репертуар. Когда в марте к нам приезжали солисты из театра Генуи, то они открыли для нас в опере Пуччини «Богема» много новых оттенков и красок.
— В этом году в театре было очень много премьер, что ждет нас в следующем сезоне?
— Пять премьер — конечно это не просто, особенно с финансовой точки зрения, в силу того, что Минкульт резко сократил объем выделяемых театру средств. Сейчас мы делаем все возможное, чтобы осуществить намеченные планы и сохранить темп выпуска спектаклей.
— Сохранится ли этот темп в следующем году?
— Не знаю, но мы постараемся. В начале октября мы презентуем оперу «Кармен». В 2016-м зрителей ожидают еще три премьеры. Первая — балет «Ромео и Джульетта» в постановке Славы Самодурова и главного дирижера Павла Клиничева.
Вторая премьера — «Золушка» в постановке Надежды Малыгиной и главного приглашенного дирижера Михаила Грановского — состоится в июне. Контракты уже заключены, и мы приступили к разбору нотного материала и к подготовке работы с художником по изготовлению декораций.
15-17 сентября состоится премьера первой в России постановки оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка». Я думаю, что этого будет достаточно, потому что каждый из проектов очень серьезный. В обоих балетных спектаклях занята вся балетная трупа, в «Пассажирке» — практически все оперные вокалисты и весь хор.
— Как вы решились на постановку оперы Вайнберга, и кто будет работать над ней?
— Это было непростое решение. Но все же нам удалось заключить контракты с постановщиками в рублях. Работать над премьерой будет команда, которая в 2014 году трудилась над созданием оперы Филипа Гласса «Сатьяграха»: дирижер Оливер фон Дохнаньи, режиссер и сценограф Тадэуш Штрасбергер, художник по костюмам Матти Ульрич.
Когда занимались постановкой «Сатьяграхи», нам очень понравилась атмосфера, в которой проходила работа. Все было очень доброжелательно. Обсуждения с постановочной группой велись после каждой репетиции, и ее участники всегда прислушивались к нашему мнению. Это был постоянный поиск. Даже после последнего прогона какие-то сцены поменяли, и режиссер нашел новые решения.
— «Сатьяграха» была интересна зарубежным постановщикам, как они восприняли предложение о работе над «Пассажиркой»?
— Опера Вайнберга вызвала громадный интерес у постановочной группы, потому что мы оказались в тренде постановок этого спектакля по всему миру. Начиная с 2010 года, было пять его премьер. Наш театр взялся за шестую.
По данному проекту у нас есть сокуратор — главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов. С его помощью мы смогли найти Софью Посмыш, по роману которой Медведев сделал либретто для этой оперы. Она живет в Польше, и я надеюсь на встречу с ней.
— Весной этого года с показа в театре было снято несколько спектаклей, планируется ли еще что-то убрать из репертуара?
— Я думаю, что наоборот. Спектакли были сняты, но, как показала практика, они нужны. Например, «Сильфида». Постановка очень удобна. Она непродолжительна по времени, в ней занято мало артистов, поэтому отлично вписывается между двух тяжелых оперных спектаклей. Еще один такой пример — «Любовь и смерть», которую мы всерьез рассматриваем для гастролей в Германии в декабре этого года.
Екатерина Турдакина, justmedia.ru