Покидая после интервью с Пласидо Доминго его рабочий кабинет директора Вашингтонской национальной оперы, я попросил для друга-коллекционера визитную карточку маэстро. “А у него нет визитных карточек, – удивленно улыбнулась мне в ответ личная помощница хозяина кабинета. – Ему они не нужны…”
Сейчас прославленный испанский тенор готовится к новому мировому турне. Но разговор шел не только об этом.
— В программе ваших концертов – произведения Массне, Чилеа, Вагнера, Масканьи, а также Легара, Гарделя, Веласкеса, Соросабаля. Почему вы выбрали именно их?
— Я всегда исполняю репертуар, который бы мог порадовать разных людей. Вообще-то я оперный певец и люблю петь оперу. Но пою и сарсуэлу – испанскую музыку, которую пели в свое время мои родители. Пою оперетту, пою популярные песни. В общем, произведения на разные вкусы. Есть ведь и люди, которым не нравится опера. Пусть и они приходят на концерт.
— Конечно, я уверен, публика будет тронута. Особенно сарсуэлой – музыкой, которую вы впитали с молоком матери…
— Она очень популярна. Горжусь, что в своих разъездах по миру мне удалось сделать популярным этот музыкальный жанр. И это дань признательности родителям. Они были великолепными исполнителями этого репертуара. А я, как вы понимаете, восхищаюсь и своими родителями, и их музыкой. Они прекрасно пели.
— Известно, что вы много времени и сил уделяете поддержке молодых исполнителей. Кто вам сейчас кажется наиболее перспективным? Может быть, кто-нибудь из нашего региона?
— Ну, молодых исполнителей много. Достаточно взглянуть на победителей моего конкурса. У меня были прекрасные сопрано из России, были баритоны, был тенор из вашей страны.
— В поп-культуре получил распространение поиск талантов через шоу, вроде “Американского кумира”… Вы за такими вещами следите?
— Меня и самого просили провести одно такое шоу – для теноров. Сейчас выбираю время, когда это можно было бы сделать. Но мне надо двинуть это дело в ином направлении. Когда проводится “Американский кумир”, программа идет по телевидению два раза в неделю. Это слишком много. Думаю, для классической музыки, для оперы это надо сузить. Кроме того, в этих шоу попадаются феноменально одаренные люди.
— К примеру, Сьюзан Бойл. Вы ее слышали?
— Это изумительный голос. Очень красивый. К тому же, когда видишь человека уже не столь молодого и внешне, может быть, не такую уж красавицу, но она выходит на сцену и ангельски поет, это ведь чудо! Прекрасно, что можно так обнаруживать неизвестные самородки.
— Маэстро, у вас множество всяких забот. Вы и поете, и дирижируете, и руководите оперными театрами. И все это с большим успехом. Но все-таки вас не тянет сосредоточиться на чем-то одном?
— Пока я могу петь, сосредоточен буду на этом. Хоть я действительно сейчас и пою, и дирижирую, и руковожу театрами, и провожу “Опералии” (конкурсы оперных певцов. – Прим. авт.), и занимаюсь молодыми артистами. Может, когда перестану петь, то откажусь и от театров. Не знаю. Больше буду дирижировать, помогать молодым артистам, открывать их миру. Чтобы им полегче было с карьерой.
— У вас самого была легкая карьера?
— Нет, у меня легкой карьеры не было. Я в музыке уже по меньшей мере четыре десятилетия, и перемены произошли колоссальные. Особенно с современным развитием техники.
Шитов: Позвольте пожелать успеха во всех ваших начинаниях. Можно рассчитывать увидеть вас в обозримой перспективе в России?
— Есть одна идея, и, быть может, она осуществится уже нынешним летом. Но окончательно пока ничего не подтверждено.
Просто гений
Пласидо Доминго – один из наиболее выдающихся певцов нашего времени. Он родился в Мадриде, в семье исполнителей сарсуэлы. Учился в консерватории в Мехико. Дебютировал в 1959 году. С 1962 го Доминго пел в Израильской национальной опере. В 1968 году дебютировал в Метрополитен-опера.
В его репертуаре более 100 партий, спетых на разных оперных сценах мира. Среди множества наград – французский орден Почетного легиона, титул “Кавалера Искусств и Литературы”, звание “Камерный певец” (Почетный певец) Гамбурга, Мюнхена и Вены, испанский орден Изабеллы Католической, звания Почетного доктора Мадридского университета, доктора изящных искусств Нью-Йоркского университета, Почетного доктора музыки в университете Оклахомы, Филадельфийском колледже сценических искусств и в Джортаунском университете.
Автор воспоминаний “Мои первые сорок лет”. Доминго является артистическим директором Лос-Анджелес Оперы и Вашингтонской оперы.
Андрей Шитов, “Российская газета”