О своем участие в качестве члена жюри конкурса «Opera Bella» рассказал российский режиссер и художник-постановщик, лауреат премии «Золотая Маска» Филипп Григорьян.
— Филипп, почему вам было важно оказаться в жюри оперного конкурса для молодежи?
— Если честно, я вначале отказался. Я не считаю, что у меня достаточно квалификации, чтобы оценивать голоса, тем более оперные. Но художественный руководитель проекта Филипп Чижевский сумел меня убедить.
Аргументы были достаточно простые. Опера — это не только голос и музыка, это еще и театр. В оценке актерских способностей я действительно могу быть полезен. Мне кажется, что Филипп хотел внести в этот конкурс элемент иррационального, пригласив людей, которые будут оценивать, опираясь на интуицию, а не на экспертное мнение профессионалов.
— Состав жюри очень разнообразен, в нем и оперные певцы, и художник, и театральный режиссер. Как вы думаете, насколько такое разнообразие скажется на объективности результатов конкурса?
— Я понимаю эту конфигурацию, но втайне надеюсь, что экспертное мнение все-таки будет преобладать.
— Доводилось ли вам ранее принимать участие в таком конкурсе? С чем бы вам не хотелось бы столкнуться, будучи членом жюри, принимающим решение?
— Часто решения, которые приходится принимать в театре, обусловлены личными вкусами и предпочтениями. Иногда не вполне внятно объяснимыми. В моей практике бывает такое, когда интуиция говорит одно, а профессионализм совсем другое. И в этом выборе у меня нет, к сожалению, никакой правильной формулы.
Я абсолютно убежден, что кастинг – это довольно мучительный процесс.
— Вы просмотрели и прослушали множество участников, какое у вас общее впечатление от уровня исполнителей в конкурсе «Opera Bella»?
— Чтобы хоть как-то проставить оценки мне приходилось по многу раз пересматривать ролики с исполнителями, потому что первая реакция была всегда одинаковая: «Вау, я так никогда не смогу!!!»
— Считаете ли вы, что оперное искусство и оперный жанр могут быть востребованы в России, ведь большинство регионов по-прежнему предпочитают приглашать на крупные мероприятия и фестивали звезд шоу-бизнеса, а не исполнителей академической музыки?
— Ну, если честно, это не вполне корректное сравнение. Опера, как явление, не является бизнесом, в отличии, собственно, от шоу-бизнеса. Она может, конечно, приносить прибыль. Но, как правило, это убыточное предприятие.
Опера существует благодаря государственной поддержке, дотациям муниципалитетов и помощи спонсоров. Большой оперный спектакль зачастую просто невозможно привезти на гастроли из-за его размеров. Проще заново поставить.
Что же касается собственно приглашений на мероприятия, то можно я включу режиссерский снобизм и скажу, что отрывки из спектаклей — это жанр, который я искренне не выношу, если это только не умно составленное пастиччо.
— Создатели фестиваля и конкурса «Opera Bella»: директор Елена Мироненко и художественный руководитель Филипп Чижевский видят миссию фестиваля и конкурса как вклад в развитие академического искусства в России, выявление и поддержку молодых талантов и своеобразную инвестицию в рост человеческого капитала.
Дальше фестиваль и конкурс будет только расти. В планах появление конкурса дирижеров, конкурса композиторов, эскизы опер молодых режиссеров, большой образовательный блок. Как вы думаете, сможет ли это сместить акцент восприятия, ведь в некотором смысле когда-то Герберт фон Караян популяризировал академическую музыку, за что многие критики его до сих пор журят.
Вопрос в том, нужно ли популяризировать оперное искусство среди населения, или это все же бессмысленно?
— Большой оперный фестиваль, разумеется, может стать очень важным и даже ключевым событием для жизни города. Может стать основой его экономического благополучия, если я вас правильно понял, и вы это имеете в виду. И в этом смысле популяризация — это прекрасно.
Но, мне кажется, что поддержка талантов и популяризация оперного пения не тождественные понятия, если только опосредованно. Поэтому поиск молодых дарований не должен быть связан с популярностью какого-либо вида искусства, поддерживать таланты нужно просто так!
— В чем лично вы видите свой вклад в проект? Это первый подобный проект и первый состав жюри и во многом и от вас, и от того насколько вы будете объективны зависит дальнейшая судьба конкурса.
— Ну, как я уже сказал, ни о какой объективности с моей стороны речи быть не может. Одна сплошная субъективность. Могу пообещать только, что постараюсь быть максимально внимательным к каждому участнику.
— Как вы думаете, превратится ли проект в очередную фикцию и ангажированную историю или станет действительно самым независимым и востребованным конкурсом в России? И почему?
— Этот вопрос, скорее, к организаторам конкурса. На это влияет огромное количество различных обстоятельств и факторов, большинство из которых мне неизвестно, поэтому я предпочту ничего не думать по этому поводу.
— Что для вас было наиболее сложным во всей работе? Какой этап запомнился вам больше всего?
— Самым интересный будет очный этап конкурса, который еще впереди.
— Какой совет вы бы дали всем участникам фестиваля и конкурса на следующий год?
— Я бы посоветовал молодым исполнителям как можно больше смотреть и слушать современных и классических постановок. «Наслушанность» и «насмотренность» — это очень важно. Также очень важно озаботиться правильной самопрезентацией. Ну и, насколько я понимаю, фигура педагога в том, что касается вокала, является ключевой.
Поэтому я желаю всем найти своего педагога, который поможет поставить голос и раскрыть индивидуальность.
Пресс-служба конкурса Opera Bella