Некоторое время назад в “Московском Комсомольце” было опубликовано интервью, прочитав которое, подумаешь, что тексты Екатерины Кретовой (когда-то основного музобозревателя “МК”) были вполне академичными и демонстрирующими образованность и вдумчивость (по журналистским меркам) автора – по сравнению с текстами, что пишутся сейчас.
Итак, некто – впрочем, прославленный озвучиванием чужих мыслей при отсутствии своих – Ян Смирницкий опубликовал интервью с якобы “самым желанным дирижером страны” В. Понькиным:
“… [О В.Синайском:] Когда руки немножечко напоминают ветряную мельницу — согласитесь, не лучше ли махать ими в поле?
[О М. Ростроповиче:] А вы знаете, что Ростроповича в пух и прах разнесли за это исполнение [на концерте, посвященном юбилею Д.Д. Шостаковича]? И опять же: вот не принято говорить плохо о коллегах. Но есть же истина.
[О Т. Курентзисе:] Если дирижеру угодно приплясывать и притопывать — ну ради бога. Только есть ли в этом смысл? Есть же люди, которые, стоя за дирижерским пультом, могут походить на счастливых даунов, которым дали конфету сладкую… Вот они едят ее — большую-пребольшую, и у них слюни текут…
[О Дж. Ливайне:] Это называется полнейшей распущенностью. А вы уверены, что он такой уж хороший профессионал? [Это был ответ на наводящий вопрос интервьюера: ” я вспоминаю концерт в Москве Джеймса Ливайна, который, сидя за пультом, одной рукой листал страницы партитуры, а другой легко-небрежно так водил палочкой, почти не глядя на оркестр…”]
[О Зубине Мете:] А вы помните его концерт в нью-йоркской филармонии, после чего вышел клоун — непрофессиональный дирижер — и продирижировал замечательнее, чем Зубин Мета. А почему? Потому что он талантливее.”
Короче говоря, “талант” журналиста здесь оказался вполне адекватным “таланту” интервьюируемого дирижера (т.е., простите, “палочных дел мастера”).
…Я не слишком хорошо разбираюсь в дирижерском искусстве, но все же: когда солист, заканчивая каденцию, cгибается пополам и чуть ли не напрыгивает на дирижера, пытаясь показать ему окончание трели – заключительную ноту (очевидно, после безуспешных репетиций), а тот беспомощно начинает махать руками – причем оркестранты при этом вступают так, как кому заблагорассудится, разумеется, безо всякой связи с каденцией солиста – то возникает вопрос, у кого и зачем “руки напоминают ветряную мельницу” (если кто не понял, это я об одном из типичных концертов оркестра п/у В. Понькина).
Кстати сказать, высокомерное упоминание о Дж. Ливайне, “дирижирующем одной рукой”, особенно неприлично, поскольку именно примерно в то время этот знаменитый дирижер начал страдать тяжелой болезнью плеча (лишь недавно терапия возымела некоторый эффект – см. статью PlaybillArts.com).
И между прочим – если не знать подробности – можно подумать, что ученики Геннадия Рождественского отличаются особенным дружелюбием к коллегам по цеху. Я имею в виду вот эти давние откровения некоей женщины-дирижера (см. нашу новость #681). Впрочем, замечания Лижии О’Риордан вполне невинны по сравнению с цитированными всемирно-историческими заключениями Понькина.
Обсужение совместного творения “желанных” дирижера и журналиста на форуме “Классика”.
Алексей Зубов, Oboe.Ru