Кто-то изысканно худеет и питается одними грейпфрутами. Кто-то завоевывает славу, одеваясь в экстравагантные платья и выставляя напоказ свою личную жизнь.
Ольга Перетятько начинала свою карьеру в хоре в скромной должности второго альта. Но прошло каких-то десять лет – и весь мир узнал ее как уникальную певицу, для которой как будто бы вообще не существует трудностей ни в вокале, ни в актерской игре, ни в жизни.
В январе нынешнего года завсегдатаи оперы ахнули, когда увидели и услышали ее в знаменитой опере Оффенбаха «Сказки Гофмана», поставленной в театре Монте-Карло. Оффенбах задумал эту оперу таким образом, что четыре главные роли должна исполнять одна и та же певица. Но лишь считанные сопрано за 137 лет, прошедших со дня первой постановки «Сказок Гофмана», смогли выполнить это условие. И все они – звезды несравненной величины.
Ольга Перетятько – первая певица из бывшего СССР, сумевшая войти в этот элитный клуб.
15 декабря 2018 в рамках IX Минского международного оперного форума Ольга Перетятько впервые выступит в Минске. Ее сольный концерт состоится в Большом театре Беларуси.
В преддверии этого исключительного события она дала нашей газете эксклюзивное интервью.
– Есть такая фраза: «хрупкая лилия на железном стержне». Это о вас?
– Наверное. А что, есть какие альтернативы?
– Вас называют «серебряной колоратурой XXI века». Не считаете ли вы, что правильнее было бы назвать вас золотой?
– Да хоть бриллиантовой или, например, рубиновой. Это же просто слова!
– Вы считаете, что самая важная способность человека – это способность делать выбор. Вы сами выбрали свой путь? Какой был самый главный поступок в вашей жизни?
– А кто еще за вас сделает ваш выбор в жизни? Мы делаем выбор каждый день десятки раз, и от каждого будет зависеть ваше будущее, особенно от мыслей и их направления!
– Когда-то вы огорчались, что вы высокое сопрано, а не меццо. Как вы сейчас к этому относитесь? Мечтаете ли петь Аиду и Тоску или предпочитаете искать силу и драматизм в ваших нежных героинях?
– Ну, сейчас я могу гораздо больше, чем даже пять лет назад, и это меня очень радует. Сейчас мне доступны Анна Болейн или все героини в «Сказках Гофмана», что раньше было немыслимо. Просто надо дождаться своего часа.
А меццовое прошлое, кстати, мне всегда помогало, давая джокер в виде нижних нот, что я сейчас особенно прочувствовала в моем дебюте в роли Розины, написанной для меццо-сопрано.
– Сколько оперных партий вы спели, и кто из ваших героинь ближе всего вам по духу?
– Вы знаете, я не считала. Но, думаю, в районе пятидесяти, если считать небольшие партии, которые я исполняла в оперной студии. Надо заняться и подсчитать, кстати!
– Кого вы считаете своим главным учителем?
– Сцену! Нет, я серьезно! Именно там ты можешь понять, что ты действительно можешь, а что нет.
Началось все с Ларисы Гоголевской, с ней мы начали серьезно заниматься. В Берлине была Бренда Митчелл, которая дала мне уверенность в себе и объяснила про важность самостоятельности. И как же она права, мы до сих пор с ней иногда встречаемся.
Есть люди, которые возят за собой педагогов. Это прекрасно, конечно, но на сцене ты один. Потом добавились Мариэлла Девия, для нашего общего с ней репертуара бельканто, и за океаном я занимаюсь с Джулией Фолкнер. Каждая из них дает мне что-то особенное.
– Бывает ли дружба в оперном мире? Кто ваши друзья?
– Конечно, бывает. Из коллег я очень дружна с Максимом Мироновым и Катей Губановой.
– Любите ли вы современную оперную режиссуру или предпочитаете классику? Кто ваш любимый режиссер?
– Нет режиссуры консервативной и модерновой, есть режиссура плохая и хорошая. Если спектакль заставляет тебя задуматься, это прекрасно. Театр должен ставить перед тобой вопросы, а ты, зритель, должен на них отвечать.
– Поете ли вы в современных операх?
– Смотря что считать современной оперой: наших современников или XX век тоже считается. Я участвовала на фестивалях модерновой музыки, будучи студенткой. Потом на сцене пела Стравинского, но это же уже классика.
В прошлом году мне нужна была рождественская песня, я кинула клич в Фейсбуке, и теперь у меня есть произведение, написанное для меня. Минск его услышит, получилось очень красиво!
– Если бы вам предложили спеть на стадионе, согласились ли бы вы и какой репертуар выбрали?
– Почему бы и нет! Хотя, думаю, репертуар там выберут за меня. Я пела в Арене ди Верона, что мне какие-то стадионы!
– Вы впервые едете в Минск. Чего вы ждете от встречи с нашим городом?
– Надеюсь познакомиться поближе с городом между репетициями, во мне еще не угас огонь любопытства ко всему новому. Здорово будет, если я найду хорошего гида!
– Чего бы вы пожелали сами себе в будущем году?
– Здоровья! И счастья каждый день, чтобы все радовало! Чего и вам желаю!
Юлия Андреева, “Беларусь сегодня“