И.о. ректора Петербургской консерватории Алексей Васильев — о проблемах ВУЗа и о том, почему коллектив должен принять его благосклонно.
Министерство культуры уволило ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории Михаила Гантварга, назначив и.о. ректора действующего директора Санкт-Петербургского музыкального училища им. Римского-Корсакова Алексея Васильева.
В эксклюзивном интервью «Известиям» Алексей Васильев рассказал о том, чего ожидает от его работы Минкультуры и почему он не намерен вмешиваться в работу профессорско-преподавательского состава старейшего музыкального ВУЗа страны.
— Какие задачи поставило перед вами Минкультуры?
— Если говорить о глобальной задаче, то она заключается в том, чтобы вывести консерваторию на первое место в стране среди музыкальных вузов. Санкт-Петербургская консерватория — старейший музыкальный вуз России, его слава довольно широка.
Конечно, все эти мощнейшие традиции нашего музыкального искусства нужно сохранять и преумножать. Это глобальная задача ставится перед любым ректором. Для достижения этой цели буду работать и я, не покладая рук.
Но задача номер один сегодня — навести порядок в административных процессах. В профессиональной среде многие в курсе того, что этим летом случилась неприятнейшая история: выпускники по программе бакалавриата не смогли получить дипломов. Это серьезное нарушение.
Первым делом я должен привести в соответствие все документы, сопровождающие учебный процесс, вернуть в правовое поле вопрос выдачи дипломов.
— То есть студенты-бакалавры консерватории вообще не получили дипломы в этом году?
— Я пока не вступил в должность, поэтому не сумел ознакомиться с ситуацией документально, посмотреть, что сделали с этими студентами. Но некоторые из них учились в училище им. Римского-Корсакова.
Когда я их встретил, они рассказали, что в сложившейся ситуации было принято компромиссное решение: перевести их из программы бакалавриата на программу специалитета. То есть они будут учиться еще один год, после чего получат дипломы специалистов.
— Училище им. Римского-Корсакова, которое до 21 августа вы возглавляете, находится в ведении властей Санкт-Петербурга. Как они восприняли ваше назначение?
— Я встречался сегодня с представителями Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Как мне показалось, они восприняли новость благосклонно, выразили мне поддержку. Просили не забывать дорогу к ним, выразили надежду на то, что наши отношения с ними продолжатся.
— Кандидатура преемника обсуждалась?
— Конечно, я не мог об этом не думать: сделанные за 9 лет дела не хочется просто так бросать. Но в настоящий момент решение по этому поводу еще не принято.
— Долго думали над предложением Минкультуры стать ректором консерватории?
— Все случилось довольно быстро. Вообще, мысль о том, могу и хочу ли я работать в этой должности, обдумывалась мною давно: в 2008 году Минкультуры уже выдвигало мою кандидатуру на выборы ректора консерватории. Тогда мне задавали вопрос, готов ли я занять эту должность и выполнять работу, которая с ней связана.
Уже тогда я говорил, что считаю эту работу себе по силам. Но тогда решение было принято в пользу Сергея Стадлера.
— Теперь, когда вас назначили и.о., можете сказать, что сбылась ваша мечта?
— Я пока не могу это назначение охарактеризовать, как достигнутую мечту, потому что она будет достигнута, когда за мое назначение проголосует коллектив. Сейчас я, скорее, ощущаю некоторое удовлетворение от того, что Минкультуры готово доверить мне такую работу. Это главное чувство, если не считать чувство грандиозной ответственности, свалившейся на мои плечи.
— К слову о выборах: когда в 2011 году сняли с должности ректора Сергея Стадлера, Минкультуры назначили и.о. Олега Малова, проигнорировав просьбу коллектива назначить Михаила Гантварга. Это породило раскол в коллективе, в результате чего ведомству пришлось снять Малова и утвердить Гантварга. Не боитесь, что ситуация повторится?
— Не думаю, что это произойдет. Во-первых, в этом коллективе есть большое количество людей, готовых меня поддержать. Я в консерватории беспрерывно нахожусь с 1990 года, когда пришел туда студентом, затем сразу же остался работать на кафедре виолончели, и сейчас являюсь доцентом этой кафедры.
Во-вторых, я надеюсь, что после истории с не выданными дипломами в коллектив должно прийти осознание того факта, что в настоящий момент консерватории требуется административная помощь. Ни в коем случае я не собираюсь нашим профессорам, лучшим, на мой взгляд, в России педагогам, каждый из которых — либо народный, либо заслуженный артист, рассказывать, как им преподавать. Они учили всегда хорошо и будут продолжать это делать.
Я иду в консерваторию для того, чтобы помочь коллективу навести порядок в бюрократической части. Консерватория — государственное учреждение, она существует на госсубсидию. Как и любое государственное учреждение она обязана выполнять требования, которые к ней выдвигает законодательство РФ. Я свою задачу вижу в том, чтобы помочь вернуться консерватории в правовое русло как можно скорее.
— Но вы же понимаете, что какие-то вопросы по учебному процессу вам все равно придется решать.
— Конечно, придется. Будем решать, но в естественном диалоге с профессорско-преподавательским составом. Уровень, качество профессорско-преподавательского состава в этом ВУЗе такое, что никаких авторитарных методов руководство применяться не может.
— С коллективом еще не встречались?
— Сотрудники консерватории находятся сейчас в коллективном отпуске. Наверное, первая полноценная встреча лицом к лицу состоится на собрании, которое традиционно проводится перед 1 сентября. Я очень надеюсь на то, что в большинстве своем коллектив воспримет мое появление нормально.
— Планируете продолжать преподавательскую деятельность, а также сохранять за собой должность художественного руководителя и дирижера Молодежного симфонического оркестра имени Паулавичюса училища им. Римского-Корсакова?
— Я продолжу заниматься этим в той мере, в которой мне позволит делать это руководство консерваторией. Предстоит решать много задач по приведению в порядок нормативной документации, я думаю, не очень много времени будет оставаться. Тех учеников, которые у меня есть, я пока не намерен передавать другим преподавателям: у меня в консерватории полставки, думаю, выделить время для них я смогу.
Что касается руководства оркестром, я совершенно точно знаю, что буду обязан выполнить данные мной обязательства по концертам. У нас довольно активная оркестровая деятельность, всегда заранее верстается сезон. Срывать эти запланированные концерты крайне нежелательно. А в будущем, если я буду чувствовать, что мне удается справиться со всеми моими видами деятельности, то я продолжу и преподавать, и дирижировать. Но если получаться не будет, я сокращу творческую деятельность в пользу ректорской работы.