Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом.
Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.
— За вами закрепилось амплуа исполнителя романтической музыки – Шопена, Рахманинова, Чайковского. Хотя вы играете и Равеля, и Гольдберг-вариации Баха, и Хиндемита – автора, по вашим же словам, «для задвинутых меломанов». И вдруг… фольклор. Почему? Как давно вас увлекла эта тема?
— Это моя давняя мечта – объединить в одном концерте фольклор и классику, которая часто либо откровенно заимствовала темы народных песен, либо имитировала фольклор, либо им вдохновлялась. Тема огромная, бездонная – хватит на десять жизней.
Впервые мы провели фестиваль «Музыка Земли» в 2014 году, тогда он был посвящен Великобритании. Прозвучала музыка Англии XVI-XVII веков, фантазии на шотландские и ирландские народные темы и одновременно – Генри Пёрселл, британский классик XVII века, представитель стиля барокко, и «Времена года» Ральфа Воана-Уильямса, прекрасного британского композитора XX века.
Помимо давно и широко известных произведений всегда можно найти подлинные жемчужины, которые ранее не исполнялись. А мы живем и не знаем об этой музыке! Например, композитор Золтан Кодай в 1939 году сочинил вариации на темы венгерских народных песен «Павлин» – музыкальный шедевр, который публика услышала на нашем фестивале «Музыка Земли» в Екатеринбурге. Разрабатывая программу каждого фестиваля, ты понимаешь: сколько же изумительных и, увы, неисполняемых произведений и композиторов есть на свете.
— Какие вы еще делаете в связи с этим открытия, помимо репертуарных?
— Скажем, когда я впервые услышал румынских народников, меня поразила, во-первых, их искренняя любовь к музыке, которую они исполняют, во-вторых, – уровень сложности произведений: постоянная смена ритмов, бесконечные вариации на заданную тему. Это стало для меня потрясением. Раньше я не считал, что фольклор – это сложно. Теперь же понимаю, что и минимализм как музыкальное направление произошел от фольклора.
Бытует мнение, что фольклорная музыка примитивна. Нет, народная музыка самая живая и интересная. Любой композитор так или иначе что-то откуда-то перенимает, заимствует, цитирует, а в народной музыке нет ничего синтетического, только подлинное, аутентичное.
Фольклор – самый чистый вид музыкального искусства. Именно он выражает национальную уникальность каждой страны, ее традиции и культуру. Будь то румынский, грузинский, венгерский фольклор… Или, скажем, индийский – он настолько иной, что в него нужно долго вникать, но когда ты погружаешься в его мир, получаешь море удовольствия – и эстетического, и человеческого.
Поиск уникальных фольклорных ансамблей и не заигранного репертуара классической музыки, продолжающей народные традиции, – это процесс интересный, познавательный, бесконечный и безумно увлекательный, и от него я сейчас получаю огромное удовольствие как ни от чего другого.
— У кого из русских классиков преемственность народных традиций выявляется особенно ярко?
— Связь народной музыки и создаваемой композиторами, которых мы сегодня считаем русскими классиками, существовала всегда, с XVIII-XIX веков и поныне. Благодаря поискам репертуара для фестиваля делаешь множество открытий.
Например, у современного композитора Валерия Гаврилина есть интересное произведение «Вечерок», о котором я не знал. У Сергея Прокофьева есть невероятно красивые русские песни, которые почему-то редко исполняются. Фантазия «Исламей» на восточные темы Милия Балакирева известна и исполняема пианистами. А вот близкий друг Балакирева Сергей Ляпунов сочинил «Лезгинку», которая, к сожалению, редко звучит в концертных залах, и я хочу ее сыграть. «Лезгинка» Хачатуряна из балета «Гаяне» – безусловный шедевр, который приводит в восторг публику во всем мире.
Почти весь Римский-Корсаков – стопроцентная и изумительная стилистика под фольклор. Одна «Снегурочка» чего стоит – гениальное произведение, уходящее корнями в язычество Древней Руси. Сюита «Восемь русских народных песен» для оркестра Анатолия Лядова – восхитительной красоты музыка, – не исполняется. Вот вам, пожалуйста, такой парадокс. У Рахманинова есть «Три русские песни для хора и оркестра» – единственное, что было написано им в фольклорной стилистике – абсолютнейший шедевр и тоже редко исполняется.
Я уже не говорю о Стравинском – это чистый фольклор, музыка к балету «Петрушка» заимствована из народных песен, плясовых. Позже Стравинский сделал обработку «Русского танца» для скрипки и фортепиано из этого балета – прекрасное произведение, которое мы сыграем на фестивале с потрясающим скрипачом Никитой Борисоглебским.
— Какие композиторы прозвучат на гала-концерте 4 ноября в Колонном зале Дома Союзов?
— Помимо Стравинского – Балакирев, Ляпунов, Хачатурян. Симфонические произведения прозвучат в исполнении оркестра Москвы «Русская филармония».
— Как найти партитуры редко исполняемых классических произведений понятно – надо очень много времени провести в библиотеке, поискать в интернете. А как же вы находите фольклорные ансамбли?
— Я бываю на гастролях в разных точках земного шара и в самых отдаленных уголках нашей страны. Общаюсь с людьми, и они мне рассказывают, что ценного есть в их крае. Вот, например, был с концертом в Казани – услышал совершенно изумительный фольклорный коллектив «Жомга кон».
Играл на фестивале в Воронеже и там услышал фольклорный ансамбль «Воля». У нас в стране много энтузиастов, которые ездят по деревням и собирают фольклор: общаются с бабушками, записывают на диктофон старинные песни и частушки.
Недавно я был в Белгороде, пошел в Белгородский государственный музей народной культуры, а там для посетителей постоянно проводятся какие-то народные праздники, обряды. В музее выступали девушки из фольклорного ансамбля «Ладовицы», которые не только поют песни родного края, но еще и занимаются поиском старинных песен и обрядов, ездят по всей Белгородской области. Я услышал их невероятно красивые песнопения и даже поучаствовал в церемонии венчания по старинной традиции.
В итоге и белгородцы, и воронежцы, и ансамбль из Казани будут выступать на нашем фестивале «Музыка Земли».
— Из каких еще краев нашей родины приедут в столицу фольклористы?
— «Усть-Цилёмские краснопевы» из республики Коми, ансамбль «Вуюись» из Удмуртии, из республики Саха – молодой исполнитель Владимир Дормидонтов, замечательно играющий на хомузе (этот инструмент еще называют варган). «Нерехтские рожечники» – уникальный фольклорный коллектив из Костромской области, инструменты, на которых они играют, музыканты делают сами, то есть досконально знают свое искусство и ремесло.
Когда их слушаешь, понимаешь – вот откуда, оказывается, начало «Весны священной»! Интеллектуалы убеждены, что «Весна священная» повернула вспять ход классической музыки. Можно, конечно, сказать, что этот переворот совершил лично Игорь Стравинский, но идеи-то он смело черпал из фольклора… Именно эту взаимосвязь мы и хотим наглядно продемонстрировать в гала-концерте.
— «Музыка Земли» – это ведь фестиваль-конкурс. Неужели исполнители классики будут конкурировать с фольклористами?
— Формат конкурса таков: три дня будет проходить прослушивание для непрофессиональных фольклорных коллективов, и шесть фольклорных ансамблей, выбранных экспертным жюри, примут участие в гала-концерте 4 ноября в Колонном зале Дома Союзов.
Идея соединения фольклора и классики в одной концертной программе принадлежит мне. Как это будет выглядеть: например, сначала выступает фольклорный ансамбль, а следом за ним симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» исполняет произведение русского композитора-классика, где мы отчетливо слышим народные темы, напевы, мелодии и ритмы.
Этнические корни, национальные традиции и их продолжение в академической музыке – вот что мне хочется показать этим концертом. Стараюсь выбирать малоизвестные, редко исполняемые классические произведения и тематически созвучные с ними потрясающие фольклорные коллективы нашей необъятной страны, которые люди не могут услышать, живя в Москве.
В конце концов, хочется сделать концерт разнообразным, познавательным и развлекательным. Не нахожу ничего предосудительного в слове «развлекательный» – публике на концерте должно быть весело. Надеюсь, получится интеллектуальное и одновременно красочное, яркое представление.
— Музыка какой страны прозвучит на следующем фестивале «Музыка Земли»? Ведь постепенно вы хотите представить музыку всей планеты, верно?
— А это мы пока держим в секрете.