Фестиваль «Музыкальные ночи Канн» имеет богатую историю, являясь с 1975 года одним из самых значительныx и престижных событий классической музыки.
Само место проведения магическое, здесь был заложен средневековый город, и от церкви XVI века открывается сказочный вид на всемирно известную набережную города и Фестивальный дворец.
Артистический директор и дирижер Миша КАЦ отвечает на вопросы журнала «Монако и Лазурный берег» (Le Journal russe de Monaco).
— Маэстро, расскажите о предстоящем событии.
— «Музыкальные ночи Канн» 19 июля откроет Симфонический оркестр Канн под руководством главного дирижера Бенджамина Леви, затем продолжу его я. Это станет настоящим гала-концертом, когда два дирижера продемонстрируют свое мастерство.
Бенджамин Леви представит симфонию No 2 Сен-Санса, а мне выпала честь исполнить Цыганские напевы Сарасате, Рондо каприччиозо Сен-Санса и Итальянскую симфонию Мендельсона.
— Миша, расскажите о себе.
— Я родился в Ростове-на-Дону в семье потомственных музыкантов. Папа Леонид Кац был советским дирижером (жестким музыкальным диктатором), и в нашей семье «нормальных» людей никогда не было, только музыканты.
Дедушка играл в одесской опере на фаготе, папа дирижировал, мама была пианисткой, брат – потрясающий скрипач, моя супруга – замечательная виолончелистка.
Я начинал музыкальную карьеру с виолончели. Я учился у Ростроповичa в Московской консерватории, потом окончил аспирантуру. Дирижированию учил меня отец.
Когда приехал во Францию в 1983 году, с разрешения семьи Шостаковичей создал Трио им. Шостаковича, которому посвятил 15 творческих лет. После камерной музыки видимо все семена оркестровки, которые папа заложил в меня с детства, проросли. Великий Бернстайн, у которого я тоже учился, сказал:
«Дирижерами не становятся, дирижерами рождаются».
С возрастом я почувствовал, что имею право встать за дирижерский пульт. Моим первым назначением главным дирижером стал Национальный оркестр Белорусии в 1996 году. С этого момента я посвятил себя этому призванию. Даже трудно вспомнить страну, где бы я не дирижировал.
Я безумно счастлив, как сложилась моя музыкальная карьера, понять и увидеть, что заложено сквозь ноты, для меня и есть счастье. Передать это публике – великое вознаграждение. А самое ужасное в жизни дирижера – самолеты и чемоданы. Мечта моей следующей жизни – переносить свое тело по факсу или интернету…
— Вы ведь трепетно относитесь к Каннам…
— Это мой любимый город, я его обожаю все 17 лет, что здесь живу. С Лазурным берегом у меня очень сильная энергетическая связь.
Мне выпала большая честь – мэр города Давид Лиснар (David Lisnard) назначил меня артистическим директором этого престижного фестиваля. За прошедшие годы я дирижировал всеми здешними оркестрами: Монте-Карло, Ниццы, Канн, Марселя.
— Работа с каким из них оставила наилучшее впечатление?
— Плохих оркестров не бывает, как и хороших. Музыканты обычно играют так, как ими дирижируют. Работа с каждым коллективом всегда интересна в творческом плане.
За несколько дней ты обязан сотворить чудо, понять, какие технологические приемы использовать в работе с коллективом, и найти ключик к душам музыкантов. Ведь публика ждет магии. А музыка, как и природа, всегда наполнена метафизической божественной вибрацией, задача которой очистить и наполнить душу.
— Какие русские музыканты будут выступать в Каннах?
— Будет представлено целое созвездие музыкантов русской школы. На открытии выступит скрипач Илиан Гарнет, живущий ныне в Германии, лауреат конкурсов Давида Ойстраха в России, Королевы Елизаветы в Бельгии и Тибора Варга в Швейцарии.
20 июля анонсирован ансамбль экстра-класса – Фортепианный квартет Форе из Германии. Потрясающие музыканты, получившие премию Deutsche Grammophon, Sony Classical, а также высшую награду в Германии – Гран-при ECHO Klassik. Лучший квартет, востребованный сегодня от США до Японии.
В их программе будет Малер, Брамс и «Картинки с выставки» Мусоргского – гениальное произведение, отразившее всю глубину русской музыки.
22 июля – вечер памяти Бенни Гудмана. На сцену выйдет единственный ученик короля кларнета, каким был Гудман – Юлиан Милкис, талантливая российская пианистка Полина Осетинская и первая скрипка легендарного Квартета им. Бородина Михаил Копельман.
Первое отделение – классика: Бетховен, Моцарт и Мийо. Второе – Пуленк, Рахманинов, Пьяццолла, Гершвин – все то, что любил исполнять сам Гудман.
23 июля – сольный концерт из- вестного пианиста Михаила Рудь из произведений Чайковского, Прокофьева, Стравинского. Вторая часть выступления – оригинальный аудиовизуальный проект «Шагал – цвета звуков» с видеорядом росписей купола парижской Оперы Гарнье Марком Шагалом.
Но будут еще и другие сюрпризы – лауреаты гран-при международных конкурсов.
20 июля – 12-летний армянский пианист вундеркинд Дмитрий Исханов. 22 июля – феерический скрипач Давид Кастро Бальди с супругой – пианисткой из России Екатериной Чернозуб.
23 июля – талантливые молодые победители международных конкурсов – жители Лазурного берега Сесиль Ло Бианко (сопрано) представит Канны с пианистом Реми Фарруджиа. Тонкий пианист из Монако Слава Гершович выступит вместе с виртуозом из Ниццы Романом Решеткиным (скрипка).
Надеюсь, наш фестиваль станет бриллиантом, представил грани маститых музыкантов и молодых талантов – будущих звезд музыкального небосклона. С нетерпением ждем всех читателей в замечательном городе, в сказочном месте, аура которого уже звучит по всему миру.
— Спасибо за приглашение, успехов вам, уважаемый маэстро!
Журнал “Монако и Лазурный берег”