Билеты были раскуплены задолго до события, а внимание музыкального сообщества приковано к программе концерта, который состоялся 8-ого сентября 2016 года в день открытия VIII Большого фестиваля Российского Национального Оркестра в Концертном зале имени С. В. Рахманинова «Филармонии-2».
Художественный руководитель и главный дирижер РНО и Фестиваля, всемирно известный пианист Михаил Плетнев открыл публике редкую грань своего творчества, – он выступил в роли концертмейстера.
Совместно с известным немецким баритоном Штефаном Генцем был исполнен сложнейший по духу и восприятию вокальный цикл Франца Шуберта «Зимний путь».
После концерта мы встретились с музыковедом и культурологом Татьяной Черкавской, и она поделилась своими впечатлениями.
– Чем для вас примечателен сегодняшний концерт?
– Уникальная возможность услышать Михаила Плетнева-концертмейстера относится к событиям, которые наверняка останутся в копилке памяти слушателей.
«Зимний путь» был выбран, возможно, потому, что именно Шуберт преодолел «обслуживающую» роль партии фортепиано: в его песенном творчестве впервые на равных с вокалистом участвует пианист.
Это выступление стало премьерой дуэта Плетнев-Генц, поскольку запланированный концерт в августе нынешнего года на фестивале Вербье в Швейцарии был отменен.
Сегодня мы услышали идеальный ансамбль, и кажется, что музыканты репетировали вместе много раз. На самом деле, концерт состоялся после единственной репетиции, что свидетельствует о встрече исполнителей высокого класса. Они показали глубинное проникновение в каждую фразу, эмоцию, в каждый эпизод этого почти полуторачасового цикла из 24 песен, наполненного множеством градаций близких психологических состояний.
– Какое впечатление осталось после выступления певца?
– Почти весь цикл Штефан Генц спел очень тихо, на пиано. Певцы наверняка скажут, что петь громко значительно проще, чем на очень тонком приеме «внутридушевного» исполнения, и при этом не теряя природного тембра, детализировано раскрывая характер каждой фразы.
Не все слушатели знают и понимают немецкий язык, на котором исполняется цикл. Тем не менее, степень выразительности каждого предложения давала нужный посыл, который направлял всех присутствующих к пониманию эмоционального смысла происходящего.
– И все-таки, о чем произведение? Ведь в нем звучали разные по тематике стихи!
– Шуберт завершил «Зимний путь» в последние дни своей жизни, которая оборвалась за несколько месяцев до его 32–х летия.
И автор стихов Вильгельм Мюллер, ровесник Шуберта, c которым был написан и предыдущий вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», ушел из жизни в 32 года. Невероятно даже представить себе, какой глубиной и зрелостью духа надо обладать, чтобы воплотить это символическое и трагическое произведение в такие молодые годы!
Определенного сюжета здесь нет. Сам Шуберт назвал это сочинение – «венок жутких песен». В их основе – любовная драма героя и его странствия, его бегство от самого себя и своих страданий.
Сегодня мы говорим о типичном для эпохи Романтизма произведении, а в начале 19 века эти два юных романтика – Франц и Вильгельм – вскрыли, буквально как вены, состояние своей души и эмоциональные глубины жизни и смерти. Это произведение о том, что каждый человек, как одинокий путник, проходит свой путь, похожий на природный цикл времен года, и попадает в период зимы…
«Зимний путь» начинается прологом-колыбельной «Спокойно спи». Возможно, все дальнейшие песни – это продолжение сна?.. Во всяком случае, исполнение Плетнева-Генца определенно перенесло нас в другое измерение реальности, благодаря редкому уровню мастерства, свидетелями которого мы стали.
Беседовала Алла Буловинова