12 апреля 2023 г. увидел свет первый в своём роде альбом известного российского коллектива LRK Trio, созданный при участии оркестра современной музыки OpensoundOrchestra.
Мы поговорили с участниками трио о том, что вдохновило их на новый альбом, как строилась работа музыкантов, о современных музыкальных тенденциях и о дальнейших планах коллектива.
— С чего началось сотрудничество LRK Trio с оркестрами? Когда был первый концерт? С каким оркестром? Кто был инициатором такого сотрудничества?
Евгений Лебедев: Самый первый наш опыт взаимодействия с симфоническим оркестром произошёл в Варшаве по приглашению саксофониста и композитора Гжеха Пиатровского. Год точно не помню, но, видимо, где-то 2018-2019, так как мы исполняли симфонию Гжеха, посвященную столетию независимости Польши.
Вот это был масштаб! Большой симфонический оркестр, хор, приглашённые солисты и трио как ритмический двигатель всей этой мощной машины. Опыт был незабываемый, но особенно мы благодарны директору камерного филармонического оркестра Новосибирска Алёне Болквадзе, которая поверила в нас и предложила сделать совместный концерт в рамках «Белого фестиваля» 2022 году.
Алёна сразу рассказала нам о замечательных солистах оркестра. А я давно мечтал о проекте, где бы академические и джазовые музыканты стали равноправными соавторами, поэтому хоть у нас и были партии для оркестра, но некоторые моменты были открыты для интерпретации. Так, например, солистка оркестра Юлия Рубина блестяще исполнила собственную каденцию на пьесу «Через Зиму». Как в лучшие времена барочной музыки, где артист был волен вплетать свои вариации, а не полностью подчиняться видению композитора.
— Как давно вы работаете с OpensoundOrchestra?
— На самом деле это наш первый опыт работы с музыкантами из OpendoundOrchestra и отношения развивались очень стремительно, так как не было много времени на подготовку, и мы с трудом нашли дни для двух репетиций.
Аранжировки были написаны, и я заранее отослал все партии художественному руководителю оркестра Станиславу Малышеву. Но перед началом первой репетиции понял, что музыканты видят ноты в первый раз и немного занервничал. Но когда мы начали играть, все сомнения исчезли.
OpendoundOrchestra – это супер профессионалы своего дела! То, как они играли с листа, просто поразило меня, а поиграть там, как позже признались сами музыканты, было что.
Вообще, удивительно как этот концерт вообще состоялся. Честно говоря, я до последнего сомневался, что всё получится, но наша фея-волшебница, а по совместительству директор – Дина Нургалеева действительно сотворила чудо. Каким-то чудесным образом всё получилось. Каким-то не менее чудесным образом мы этот концерт записали. Антон Ревнюк великолепно свёл весь звук. И теперь каким-то чудесным образом мы запечатлели этот вечер в виде альбома.
— Вы уже выступали с OpensoundOrchestra, Филармоническим камерным оркестром Новосибирской филармонии, с какими ещё оркестрами успели поработать? С какими коллективами планируете сотрудничать в подобном ключе? Возможно, есть какой-то оркестр, с которым вы бы очень хотели поработать, но пока не имеете возможности. Поделитесь, какой это оркестр?
Антон Ревнюк: Удивительный факт заключается в том, что наш дебютный альбом “Open Strings” мы записали в сопровождении струнного квартета Main Strings, а затем выпустили ещё четыре, но уже в трио, правда с небольшими вкраплениями вокала, саксофона, губной гармошки…
Пока нет конкретных планов к сотрудничеству с каким-либо коллективом, но мы открыты для творческих коллабораций. Время покажет…
— 12 апреля 2023 г. вышел ваш шестой по счету альбом и первый(!) live-альбом с оркестром, записанный на концерте LRK Trio & OpensoundOrchestra в павильоне «Космос» ВДНХ в декабре 2022 года. Можно ли сказать, что LRK Trio смотрят в сторону симфо-джаза или неоклассики?
Игнат Кравцов: Да, это интересно, и особенно, когда твоя музыка начинает раскрываться по-новому, с невероятными оркестровыми красками, да и еще если бы это был бы БСО (большой симфонический оркестр). Впрочем, этот момент в будущем я не исключаю.
— Чем вызван интерес к коллаборациям подобного рода?
Евгений Лебедев: Интерес вызван в первую очередь нашей любовью к симфонической музыке, и огромному желанию соединить современные ритмы, джазовые гармонии с симфоническим звучанием.
А если задуматься, то, по сути, джаз не так уж и сильно отличается от академической музыки в основных принципах композиционного построения. Мы только имеем дело с импровизацией, которую можно назвать спонтанной разработкой мелодического материала темы, а в академической музыке разработку сочиняет композитор.
И в этом альбоме всё смешалось, не всегда можно точно определить, что было сочинено заранее, а что сыграно спонтанно.
Кстати сказать, солисты оркестра OpenSound музицируют на высочайшем уровне, и не всё из того, что звучит на альбоме было зафиксировано в нотах. В этой записи много «настоящих моментов», за что я и люблю импровизационную музыку.
— Кто пишет аранжировки на ваши композиции для оркестра?
Антон Ревнюк: Пока, кроме Жени (Евгений Лебедев) мы не можем никому доверить написание аранжировок.
— Как дирижёр оркестра участвует в ваших совместных с оркестром проектах? Другими словами, кто главный в этой истории, кто руководит творческим процессом?
Игнат Кравцов: Аранжировки для этого концерта писал Женя, он и преимущественно руководил процессом репетиций. Мы же с Антоном в свою очередь прорабатывали динамику, стыковые сложные места.
— В чем основная сложность работы с оркестром? На каком этапе она возникает?
Евгений Лебедев: Если оркестр опытный, то сложностей практически не возникает. Лично для меня самая главная трудность – это дирижёр и, должен сказать, что нам пока везёт на дирижёров, которые понимают специфику современной музыки.
Помню, как-то пришлось записывать саундтрек к мультфильму в составе джазового трио, но с симфоническим оркестром. Я тогда вообще не понимал, что показывает дирижёр, хотя весь оркестр играл слажено и музыканты явно его понимали. Тогда я решил не смотреть на дирижёра и всё получилось.
— Нет ли в планах записать студийный альбом с OpensoundOrchestra или с каким-то другим оркестром? Что для этого нужно?
Антон Ревнюк: Сейчас мы вынашиваем идею записи нового, шестого альбома, но уже с большим симфоническим оркестром, а это требует отдельного труда и подготовки в написании аранжировок. Пока не будем выдавать все секреты, с кем мы это сделаем.
— Последние несколько лет в мире и России наблюдается бум интереса к музыке «modern classic» или «неоклассика». Вы ощущаете этот интерес со стороны публики? Чем объясняете себе этот феномен?
Игнат Кравцов: Этот интерес достаточно давно уже бродит в обществе. Феномен в простоте, в минимализме!
Дело в том, что музыки в мире стало настолько много, что люди перестали ее считывать и погружаться. А этот процесс минимализма, что выражается в неоклассике направлен на фокус внимания, его успокоения и возвращения к нормальному восприятию музыки.
Беседовала Лейла Тулеушева, креативный продюсер Magnetophone Music Agency