В Зальцбурге завершился фестиваль “Неделя Моцарта”, специальным гостем которого стал пианист Пьер-Лоран Эмар.
Он представил три программы, где наряду с Моцартом звучала и классика ХХ века. Эмар не только выступает с концертами и занят работой в студии, но и возглавляет несколько крупнейших европейских фестивалей, пробует себя в качестве дирижера, о чем рассказал в интервью корреспонденту “Газеты” Илье Овчинникову.
– Что стало для вас важнейшим событием прошедшего года?
– Мне удалось воплотить давнюю идею – обратиться к музыке Баха и записать его “Искусство фуги”. В течение долгого времени этот шедевр был для меня недосягаемой вершиной, я не знал, одолею ли ее. Потребовалось колоссальное напряжение сил – умственных, душевных, но я сделал это. Вот мое событие года.
“Искусство фуги” было мечтой всей моей жизни, и чудесно, что в этом мы совпали с Deutsche Grammophon. Моя новая работа для них – диск Мессиана с Прелюдиями и фрагментами “Каталога птиц”. Я всегда старался и буду стараться записывать то, что хочу. То, что до сих пор мне это удавалось, – большая удача. Но когда 25 лет назад я обивал пороги звукозаписывающих компаний, предлагая “Двадцать взглядов на младенца Иисуса” Мессиана, их это не интересовало!
Сейчас мои предложения принимаются, когда они достаточно реалистичны. Правда, я играю меньше премьер, чем прежде, предпочитая повторить что-то из сочинений, которые исполнял первым. Ведь дело не в том, сколько премьер ты сыграл, а в том, чтобы достойное сочинение стало репертуарным.
– “Неделю Моцарта” украсили три ваши программы. Насколько они отражали ваш выбор?
– В этом смысле я был достаточно свободен. Моей задачей было сделать три разные программы с музыкой Моцарта в центре и более поздней – вокруг нее.
С Венской филармонией мы исполнили 23-й концерт Моцарта и “Пробуждение птиц” Мессиана; это подходило и оркестру, и маэстро Инго Мецмахеру. Меня также попросили быть одним из солистов в концерте Иоханнеса Марии Штауда, созданном по заказу фестиваля. В этом году его лейтмотив – музыка Веберна, и еще одну программу я составил из сочинений Моцарта и Веберна, которые, казалось бы, не могут звучать рядом.
И все же точки соприкосновения найти можно. Выбранные мною песни Моцарта неплохо сочетались с Вариациями Веберна для фортепиано и его ранними песнями. Мне хотелось приблизить обстановку к интимной, побудить слушателей к восприятию музыки как бы изнутри, я даже попросил не хлопать до конца отделения. Мы исполняли короткие сочинения камерного, негромкого характера.
Аплодисменты после каждого номера заняли бы слишком много времени и были бы слишком сильным контрастом к тихой музыке – психологическим и акустическим. Хотя и не все вняли моей просьбе.
Зато позиция приглашенного артиста, которую за прошедший год я занимал в пяти-шести местах, позволяла мне делать одновременно самые разные вещи в разных странах. Поэтому я не принимаю всерьез разговоров о глобализации: если люди хотят отличаться друг от друга, никто им не мешает быть по-прежнему разными.
– Ваше расписание всегда чрезвычайно плотно. Куда вы направляетесь отсюда?
– В Лондон, где открывается фестиваль к столетию Оливье Мессиана. Он продлится до декабря, я его художественный руководитель. На открытии мы исполняем “Des Canyons Aux Etoiles” вместе с Ensemble Intercontemporain. Только что я также согласился возглавить фестиваль в Олдборо, который основал Бенджамин Бриттен.
Это не совсем моя работа, времени она требует много, но и сделать позволит немало. А сюда я прибыл из Миннесоты, где сотрудничаю с Saint Paul Chamber Orchestra. Там мы сделали очень любопытную программу с сопрано Дон Апшоу: вначале симфония Гайдна “Il distratto”, затем “Прибаутки” Стравинского – две стороны музыкального юмора.
Следом Три песни Равеля на стихи Малларме и 23-й концерт Моцарта, которым я дирижировал из-за фортепиано, музыка чуть более серьезного, интимного характера. На бис мы исполняли арию Моцарта “Ch´io mi scordi di te” – итог программы и лишний повод порадоваться нам всем.
– Непривычно ли вам чувствовать себя дирижером?
– Я не дирижер – я музыкант, который иногда занимается еще и таким родом деятельности. Это абсолютно новая возможность общения с людьми.
Свои силы я оцениваю трезво и берусь за то, что хорошо знаю. Недавно дирижировал сочинением Мессиана “Экзотические птицы” для фортепиано с оркестром, которое много раз играл как солист. У Saint Paul Chamber Orchestra нет главного дирижера, зато есть несколько постоянных приглашенных артистов, и этот опыт оказался удачным, музыканты счастливы.
В Америке люди привыкли работать на совесть, но нередко вопрос эффективности работы выходит на первый план, оставляя в тени вопрос личностный. А способ творчества, избранный этим оркестром, позволяет подобной опасности избежать.
Илья Овчинников, “Газета”