Уже несколько лет продюсер, исполнительный директор фонда “Орнамент” Инга Кутянская и музыкант Михаил Дзюдзе, единственный контрабас-балалаечник, который сегодня выступает не только в ансамбле, но и с сольными концертами, отправившись в «свободное плаванье», воплощают в жизнь собственные проекты, связанные с народной музыкой, этно-музыкой, этно-фьюжн.
О ближайших событиях и планах, своем взгляде на народную музыку и её будущее нам рассказала Инга Кутянская.
— Инга, за последние годы вы вместе с Михаилом Дзюдзе реализуете уже не первый проект в культурном пространстве народной музыки. Какое место занимает среди них фестиваль «Царица песня», который пройдет в Капелле 26 мая 2018?
— Если можно, я бы сначала сказала, что за последние годы перед нами открылись просто безграничные возможности и бесконечное пространство для нового. Это и встречи с потрясающими музыкантами, ансамблями, оркестрами, композиторами, которые сегодня, работая для традиционно народных инструментов, создают, заметьте, современную музыку.
Посмотрите, сейчас только для Михаила Дзюдзе (специально для его контрабас-балалайки!) пишут музыку семь композиторов, а осенью мы презентуем его первый диск, который записываем сейчас.
Это и идеи фестивалей, которые мы развиваем: например, наш фестиваль «Национальная коллекция» этой осенью продолжится в конкурс-фестиваль. Это будет не просто конкурс фольклорной или народной музыки и даже музыки-кроссовер, но состязание современных музыкантов и современной музыки. Последний, третий тур этого конкурса будет посвящен именно той музыке, которая создана для народных инструментов в конце XX и в начале XXI века.
И, конечно, среди этих проектов «Царица песня» занимает очень важное место. Для нас это возможность не просто изменить отношение современного слушателя к народной песне, но поднять на новый уровень эту музыку, создать особый престиж тем песням, которые в последние годы просто опошлены «попсовым», безвкусным исполнением небезызвестных певиц, намозоливших глаза и уши телезрителям. Их исполнение увечит вкус слушателя и обесценивает богатство народной культуры. Ни музыка, ни исполнение, ни костюмы не имеют отношения к настоящей культуре…
Смотришь – и страшно обидно за нас, наследников русской культуры. Как, например, берегут народный костюм в той же Баварии, как дорожат национальной песней, например, в Сербии – там все знают и поют народную музыку. Причем везде! Пора и нам присоединиться к этой хорошей традиции.
— Инга, а почему вы так любите это слово: «царь» балалайка, «царица» песня?
— По-моему, это очень хорошее русское слово. Оно ведь означает не просто «главный» или «властитель». «Царь», «царица» – это вершина, высота. Именно на такую высоту мы и хотим поднять престиж народной музыки и песни.
Совсем недавно, например, мы с нашим оркестром народных инструментов «Терема» были на фестивале Юрия Башмета в Сочи, и знаете, как маэстро отозвался об этом оркестре?
«Я такого фирменного звука народного оркестра ещё никогда не слышал!»
– сказал Юрий Башмет.
И мы работаем над тем, чтобы исполнение народной песни стало тоже не дилетантским, а «фирменным», «царским». Поэтому мы пригласили на фестиваль «Царица песня» самых изысканных оперных певцов, чтобы они исполнили народные песни.
Эффект от эксперимента, поверьте, очень необычный. На втором фестивале «Царица песня», 26 мая, накануне 315-го дня рождения Санкт-Петербурга, в зале Санкт-Петербургской Капеллы на сцену выйдут такие оперные звезды, как Анастасия Калагина, Яна Иванилова, Александра Кабанова, Ирина Матаева, Оксана Шилова, Юлия Маточкина, Олеся Петрова, бас Дмитрий Григорьев. И поверьте, это не просто «номер в концерте оперного певца» – это встреча культуры классического певца с народной песней.
Я в свое время услышала, как Дмитрий Хворостовский исполнял «Ноченьку», и пережила настоящее потрясение: в народной песне зазвучала вся глубина культуры Хворостовского, а его голос передал всю глубину и весь драматизм народной жизни. Это настоящая «царица песня».
— Я познакомилась с программой нынешней «Царицы песни», но вижу, что в ней не просто фольклорная песня – здесь музыка и Свиридова, и Гаврилина, и Стравинского…
— Добавьте, что в финале звучит хор из «Евгения Онегина» Чайковского. Это тоже наш принцип. Народной можно называть не только «Вдоль по Питерской…». Народная песня – это достояние народа, песня, которая получила всенародные признание и любовь.
Посмотрите, например, на судьбу романса «При дороге ивы». Её воспринимают как народную музыку, поют как народную песню, она идет из самых глубин русской души. А ведь её написал композитор Валерий Овчинников на слова Натальи Кончаловской для фильма «Дворянское гнездо».
У нас эту песню исполнят Александра Кабанова и Олеся Петрова, а аккомпанировать им будет Елизавета Панченко на клавесине.
В Санкт-Петербурге состоится Второй фестиваль “Царица-песня”
— Такое сочетание можно назвать кроссовером?
— Мне, честно говоря, сегодня не очень нравится это слово – я думаю, кроссовер как механическое сочетание Шаинского с Чайковским устарел и как жанр, и как термин. Такое соединение должно быть не механическим, а органическим: в его пределах рождается новая музыка.
О терминах, конечно, давно должны подумать высоколобые музыковеды, но, наверное, в музыковедении тоже кризис, оно застряло где-то в прошлом, а музыка должна двигаться вперед. И народная музыка открывает здесь новую страницу: я верю, что именно там мы откроем тайну будущего музыки, найдем новый язык.
— Соглашусь с вами, что принцип «вперед, в прошлое» действительно часто помогал искусству сдвинуться с мертвой точки, выйти из кризиса. Однако для вашего проекта вы приглашаете профессиональных классических певцов, прошедших академическую школу…
— Да, потому что профессионализм должен избавить нас от дилетантства и в то же время в таком сочетании есть парадокс, который помогает развиваться.
В нашем фестивале «Царица песня» будут участвовать известнейшие сегодня профессиональные исполнители и народной, и классической музыки: удивительный музыкант и этнограф Сергей Старостин, певица Варвара Котова, блестящий балалаечник Денис Пенюгин, духовик-мультиинструменталист Сергей Клевенский, гитарист Дмитрий Илларионов и, конечно, контрабас-балалаечник Михаил Дзюдзе.
А вместе с ними ансамбль казачьей песни из Самары «Вольница», оркестр «Терема», Русский хор СПбГИК, хор Корнева. Но народная музыка должна жить в народе, поэтому нам очень хочется привлечь к действию всех слушателей, которые придут на концерт.
— Как?..
— Пусть это будет сюрпризом. Для слушателей мы обещаем всё многообразие звучания аутентичных народных инструментов – это и дудки, и балалайки, и гусли, и волынка, и свирель… Однако предупреждаю: баяна в программе не будет.
— Но как же быть со знаменитым «какая песня без баяна»?
— Вот поэтому его и не будет: хочется оторваться от слишком привычного, приблизить народное к камерному, уйти от примитивного. Посмотрите, один из номеров, песню «Ой ли-ли», которую исполнит Яна Иванилова, будут сопровождать не только такие инструменты, как гусли, балалайка и балалайка-контрабас, но даже… орган!
— Скажите, Инга, а как решали вопрос о таком звучании, таких ансамблях?
— Это обсуждали, слушали, решали, репетировали сами музыканты. Мы только исходили из концепции камерного исполнения и новаторского, то есть небанального звучания этих номеров. Здесь бывают порой неожиданные решения.
— Следующий концерт «Царицы песни» состоится совсем скоро, 11 июня, в Санкт-Петербургской Капелле. Как я понимаю, дату концерта вы тоже приурочили к праздничным событиям?
— Так совпало, что этот, июньский, концерт – международный проект «Царицы песни», в котором мы постараемся показать всё многообразие национальной песни России и национальных песен мира, почти совпадает с Днем России. Будем считать это символичным.
Страна наша и раньше была многонациональной, и сегодня остается такой: в нашем концерте «Гранада» прозвучат и еврейские, и азербайджанские песни, и армянский «Крунг» Комитаса, и белорусские песни, и украинские, и грузинские…
— Почему же название этого концерта испанское – «Гранада»?
— Во-первых, в программе будут испанские песни, которые берут свои истоки в традициях канте хондо и фламенко, а также итальянские и аргентинские песни. А во-вторых, мы дали такое название концерту еще и потому, что знаменитая авторская песня «Гренада» на стихи Михаила Светлова – это как раз пример песни, которая, уйдя в народ, стала своей, любимой, народной. Такое соединение профессионального и национального, наверное, и будет одним из путей развития настоящей народной музыки.
Поэтому в нашем концерте будут участвовать профессиональные музыканты классической и фольклорной музыки: бас Михаил Колелишвили, солистки Ольга Пудова, Ирина Шишкова, кларнетист Илья Гиндин, гитарист Дмитрий Илларионов, контрабас-балалаечник Михаил Дзюдзе, перкуссионист Йоэль Гонсалес… Думаю, это хороший музыкальный праздник, посвященный дню многонациональной России.
Мне только иногда бывает обидно: почему в День города и на празднике, посвященном Дню России, мы не слышим такой музыки и не видим таких музыкантов на больших городских мероприятиях? На той же Дворцовой площади, конечно, выступают звезды, но почему это не настоящая народная музыка?
И еще я думаю, что если бы на сцену на таком событии вышел – пусть не президент, но хотя бы кто-то из видных общественных деятелей – и с оперной звездой исполнил хорошую народную песню, – это была бы настоящая пропаганда народной музыки.
Мы должны сделать национальную музыку привлекательной для молодежи. И не только «разовыми акциями» или концертами: мы, например, идем и другим, профессиональным путем к молодежи и ждем на нашем осеннем конкурсе «Национальной коллекции» и на конкурсе в 2019 году молодых композиторов, которые пишут аранжировки народной музыки и новую музыку для народных инструментов. И, конечно, ждем молодых музыкантов-исполнителей.
Я уверена, что народная музыка не только облагораживает, но и открывает новые пути. В жюри нашего конкурса будут обязательно профессиональные композиторы. Мы пригласили и Александра Чайковского, и Евгения Петрова, и Антона Танонова…
— Премию победителям вручать будут?
— Будут, но не денежную: это будет гастрольный тур – 10 концертов по городам России. У нас сегодня уже есть согласие от Белгорода, Екатеринбурга, Казани, Перми, Ижевска, Вологды. Это замечательная возможность сделать свою музыку по-настоящему народной.
Беседовала Ирина Тарасова