Увидеть первые постановки московских театров под открытым небом можно будет совсем скоро: с 31 декабря 2017 по 2 января 2018 на Тверской и прилегающих улицах откроются 10 театральных площадок фестиваля “Путешествие в Рождество”.
Превращение улиц, бульваров и площадей в театральные подмостки продолжится в течение всего будущего года. Летом в Москве может состояться оперный фестиваль, в котором примут участие артисты московских театров оперы и балета.
С идеей его проведения выступил художественный руководитель театра “Геликон-опера” Дмитрий Бертман.
В интервью mos.ru он рассказал, какие места в столице могут стать декорациями для опер.
– Какое, на ваш взгляд, значение имеет выбор темы русского театра для городских мероприятий 2018 года?
– Москва – один из главных театральных центров мира. Туристы, приезжая сюда, сразу идут в театр. Это имидж нашей столицы. Поэтому к предложению ввести спектакли в программу городских мероприятий я отношусь с огромным энтузиазмом.
Превращение городских пространств в площадки для спектаклей точечно используется во всем мире. Здорово, что Москва перенимает этот опыт, и здорово, что сегодня у нас есть возможность действовать в этом направлении.
– У вас уже есть идеи постановок, которые можно было бы перенести с театральной сцены на площадки под открытым небом?
– Можно сказать, что наш театр уже сделал пилотные проекты в этой области. В течение последних лет мы представили несколько оперных спектаклей в “Коломенском” на фоне исторической архитектуры, а также в Подмосковье.
В Москве есть замечательные исторические пространства, в которых были бы особо интересны оперные и балетные постановки. На Красной площади потрясающе смотрелась бы опера “Борис Годунов” Модеста Мусоргского.
Блестящими декорациями для “Иоланты” и “Лебединого озера” Петра Чайковского могла бы стать готическая архитектура “Царицына”, а уникальный новый парк “Зарядье” с великолепными видами на Москву и Кремль мог бы стать площадкой для опер Николая Римского-Корсакова.
Отдельная тема – вокзалы и метро. У меня давно есть мечта о серии ночных концертов в метрополитене – такой опыт был в Москве в годы Великой Отечественной войны.
В прошлом году был сделан первый шаг в этом направлении: на станции “Кропоткинская” была исполнена концертная версия оперы “Сельская честь” Пьетро Масканьи.
Московские вокзалы – здания с потрясающими залами, великолепной акустикой. Здесь тоже можно было бы делать какие-то спектакли.
– Есть ли уже какие-то конкретные идеи по фестивалю оперного искусства?
– Обсуждается возможность его проведения летом. Время года выбрано неслучайно: артисты оперы могут работать на улице только при комфортной температуре воздуха, голосовые связки не выдерживают холода.
Участниками фестиваля могли бы стать музыкальные театры Москвы: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, “Новая опера”, “Геликон-опера” и даже Московский театр оперетты.
Можно было бы подумать об участии зарубежных оперных и балетных звезд, тогда фестиваль приобрел бы международный статус и повысил бы туристическую привлекательность столицы.
– В качестве площадок оперного фестиваля вы рассматриваете парки и усадьбы или выступления участников можно будет услышать на площадях и бульварах?
– Ежегодно в День города мы выступаем под открытым небом – на Патриарших прудах, на бульварах, на Васильевском Спуске, в парке Победы. Но в качестве площадки фестиваля рассматривать бульвар сложно.
А площадка для выступления оперных артистов все-таки должна быть энергетически выстроена так, чтобы люди могли задержаться, прислушаться, сконцентрировать внимание. Классическая музыка не может просто звучать фоном, она требует концентрации.
По-моему, можно было бы что-то сделать в отреставрированных павильонах ВДНХ.
А “Площадь Сити” отлично подошла бы для постановки мюзиклов – она могла бы стать нашим московским Бродвеем.