Кто сегодня заменит бабушку Дениса Мацуева?
Во время Петербургского культурного форума в Мариинском театре-2 прозвучали не только сочинения Игоря Стравинского и Витольда Лютославского в исполнении Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра и пианиста Дениса Мацуева.
Здесь же, в Мариинском, президент на встрече с деятелями искусства объявил о своем решении выделить грант в размере миллиарда рублей “на поощрение талантливой молодежи”.
В качестве примера прозвучала история из детства Дениса Мацуева, чья бабушка в свое время продала квартиру, чтобы внук ее смог учиться в столице.
Обсуждалась и идея возвращения творческих вузов от минобрнауки в лоно минкультуры, к которому творческие вузы относились до 2012 года.
Комментарий по этим вопросам для “Российской газеты” дал Денис Мацуев, улетевший прямо из Мариинского театра в Китай, где он участвует в гастрольном туре Мюнхенского филармонического оркестра с Валерием Гергиевым.
— Основной темой Культурного форума была поддержка молодых талантов в разных сферах искусства.
Я действительно вспомнил свою ситуацию: на какие жертвы пошли мои родители, бабушка, дедушка, как помогали мне “Новые имена” – без всего этого в моей жизни ничего бы не состоялось.
И сегодня у нас продолжают появляться удивительные дети, живущие в основном в регионах, которые нуждаются в поддержке. Решение президента выделить миллиард рублей на точечные гранты молодым талантам – это очень большая новость.
Второй темой форума было подчинение творческих вузов своим профильным министерствам. Это, на мой взгляд, абсолютно правильная мысль. Мы говорили о стандартах, о том, как целых три года мы боролись за то, чтобы наши специальные музыкальные школы не сводили к общим стандартам обучения, потому что само понятие талант не вписывается в схемы.
Совещание по вопросам поддержки талантливой молодёжи в сфере искусства
Нам удалось также договориться с минкультуры и с минобрнауки и не допустить, чтобы обучение в спецшколах начиналось только с пятого класса.
Но чем мы можем тут гордиться? Мы с трудом удержали ту систему, благодаря которой десятилетиями добивались самых высоких результатов. Это не достижение.
Но если творческие вузы перейдут к минкультуры, от этого будет большая польза. Еще раз повторю, что жить по унифицированным стандартам выдающимся школам, академиям, вузам искусств, где учат одаренных людей, невозможно.
— Что касается грантов на поддержку дарований, по какой системе будет происходить “адресное” распределение этих грантов?
— Я думаю, в самое ближайшее время мы узнаем механизм распределения этих грантов. Система выявления талантов у нас уже налажена – те же “Новые имена” работают тридцать лет.
Более чем в 60 регионах были проведены мастер-классы, благодаря которым наша музыкальная семья постоянно пополняется удивительными талантами.
Конечно, необходим экспертный совет по грантам, состоящий из выдающихся педагогов, представителей фондов, которые будут каждый год рекомендовать детей, нуждающихся в адресной помощи. И если появится в каком-то регионе одаренный ребенок, которому будет рекомендовано переехать учиться в ЦМШ, в Казань или Петербург, ему будет выделяться грант.
В основном возраст этих детей – 8-9 лет. И не у каждого из них, как заметил президент, есть такая бабушка, как моя, которая продала в 1991 году свою квартиру и дала мне 15 000 долларов, чтобы я мог жить в Москве.
В подобных случаях просто необходим грант: на переезд, на снятие квартиры, на стипендию, которую будут платить несколько лет. А какая квота грантов будет определена, надеюсь, мы скоро узнаем: на заседании присутствовали Ольга Голодец, Сергей Кириенко, Владимир Мединский.
Будем верить, что никто из наших молодых талантов незамеченным не останется.
— Перевод творческих вузов под минкультуры повлечет какие-то реформы в структуре обучения, избавит от ситуации, когда таланты оказываются за бортом вуза из-за результатов ЕГЭ?
— Абсолютно согласен, что должен быть пересмотр таких странных и не нужных творческим профессиям нововведений. И вузы должны в первую очередь заниматься своим профильным делом под руководством профильного министерства.
В Советском Союзе никто не выходил неучем из учебных заведений искусств, зато та же ЦМШ дала миру рекордное количество фантастических музыкантов.
— Какие еще проблемы обсуждались на встрече?
— Сергей Безруков говорил о детских театрах и ТЮЗах, которые влачат жалкое существование. А ведь именно там ребенок получает свое первое впечатление от театра.
Обсуждались также проблемы состояния материально-технической базы. Важной новостью было то, что с 1 января в стране заработают четыре новые фабрики пианино. Это прорыв. Все прекрасно знают, на каких инструментах занимаются сегодня дети в музыкальных школах.
У Гергиева и Путина речь шла о строительстве нового концертного зала с образовательным центром во Владивостоке и Южно-Сахалинске, о развитии Дальневосточного региона в целом.
Валерий Гергиев и Денис Мацуев дали “Концерт единства” в Вашингтоне
Сейчас мы с Гергиевым находимся в китайском городе Нанджин, где построен новый концертный комплекс – настоящий громадный “космический корабль” с шестью залами, которые каждый день заполняются публикой. Китай – уникальный пример для подражания: здесь невероятная поддержка культуры государством.
Я рассказал президенту, как мы с Валерием Гергиевым и Мариинским оркестром только что провели американский тур.
Были блистательные концерты, стоячие овации публики, великолепная критика. В это неспокойное для американо-российских отношений время классическая музыка выступает своего рода терапевтом.
— Поднималась ли тема, волнующая культурное сообщество, – дело Кирилла Серебренникова и Седьмой студии?
— Конкретно об этой ситуации никто не говорил. Но я не раз высказывался на эту тему и скажу еще раз: то, что происходит, очень тревожно.
Имидж нашей культуры от этой истории серьезно пошатнулся. А поскольку именно наша культура остается единственным надежным способом связи людей в таком политически неспокойном мире, удар по нашей репутации позитива не добавляет.
Но по своей сибирской природе я оптимист и хочу верить, что дело это окажется недоразумением и все окончится хорошо.
Ирина Муравьева, Российская газета