Генеральный директор Красноярской филармонии отвечает на совершенно разные вопросы: о новых проектах, телеграм-каналах, грамотном менеджменте и будущем филармонии, а также о своей зарплате и о том, где он берет дорогие галстуки.
— В красноярских телеграм-каналах вы одна из самых часто упоминаемых персон. Пишут, что с вашим вступлением в должность ничего в филармонии не происходит. Что ответите на упреки в отсутствии активности?
— Естественно, я не могу с этим согласиться. Такие заключения поверхностны и связаны с тем, что «эксперты» имеют искаженное представление о производственном цикле творческого учреждения.
Контракт со мной был подписан в июле, а любая концертная организация планирует свой сезон как минимум на год вперед. Придя в филармонию, я получил творческий сезон, уже сверстанный до весны 2019-го. Таким образом, упреки в том, что афиша ближайших месяцев на чей-то вкус сформирована недостаточно ярко, по меньшей мере неконструктивны.
При этом успешно реализованная с лета череда спецпроектов, таких как концерт, посвященный Дмитрию Хворостовскому, конкурс скрипачей Виктора Третьякова, гастрольные выступления Олега Аккуратова, мастеров хорового пения под управлением Льва Конторовича, усиление гастролей наших коллективов по краю и России — это уже фактически достигнутые результаты.
В Красноярске пройдёт Первый международный конкурс скрипачей Виктора Третьякова
— Расскажите о кадровых изменениях. Общественность всегда ждет сокращений и оптимизации.
— Сейчас у нас общий штат артистов и менеджмента 634 человека. Одной из своих задач вижу настройку такого сложного организма на новый ритм работы. Ставлю команде задачу стать законодателями музыкальной жизни всего сибирского округа, и для этого нам придется выкладываться на сто процентов.
Сейчас в филармонии уже обновляются отделы: усилено направление рекламы, часто являющееся объектом критики; в команду пришел новый менеджер по работе с детскими проектами — мероприятия бэйби-филармонии и детские фестивали всегда проходят с аншлагом; наконец-то удалось найти специалиста на такую специфическую должность, как начальник концертного отдела. Наша новая коллега специально переехала из Екатеринбурга.
— И все-таки, что ждет зрителей в ближайшие полгода? Будут сильные привозы, проекты?
— «Привоз», знаете ли, известный рынок в Одессе. Филармония — должна играть роль центра притяжения для высокого искусства. Здесь создается сложный музыкальный продукт, не всегда способный приносить прибыль.
Обратите внимание, часто ли независимые продюсеры привозят в город симфонические оркестры или масштабные театральные постановки? Такие проекты затратны, и именно филармония, имея государственную поддержку, должна браться за их реализацию.
Мы будем держать дверь в мир академического музыкального искусства широко открытой, делать его понятнее и привлекательнее для аудитории.
Концертный сезон 2019 откроет блистательная Хибла Герзмава. Естественно, будут и эксперименты — уже 12 февраля наш симфонический оркестр выступит совместно с Гораном Бреговичем. В программе концерта будут не только любимые хиты балканского музыканта, но и пронзительное произведение «Три письма из Сараево». Оно рассказывает о дружбе религий. Этот красивый, душевный музыкальный проект никого не оставит равнодушным.
Филармония активно готовится к Транссибирскому арт-фестивалю. Нам с командой Вадима Репина уже удалось сформировать новую программу и надеюсь, что на сцене большого концертного зала состоится премьера недавно показанного в Москве и Санкт-Петербурге театрализованного представления «Черт, солдат и скрипка» с участием Познера, Макаревича и дирижера Дмитрия Ситковецкого (музыкально-театральная постановка Познера, Макаревича и Ситковецкого по мотивам сочинений Игоря Стравинского — прим. ред.).
Гордость края — Ансамбль танца Сибири — создает обновленную программу к столетию основателя Михаила Годенко. В ней появятся восстановленные номера из наследия хореографа, а сам концерт украсят технические спецэффекты. Премьера пройдет в рамках культурной программы Зимней универсиады.
Любимый всеми проект «Оркестр на траве» мы хотим представить сразу в нескольких городах края, а в самом Красноярске изменить формат мероприятия, в каком-то смысле даже шокировать публику новым «Оперным пикником».
С благодарностью хочу отметить, что эту инициативу поддержал Фонд Михаила Прохорова, таким образом, симфонический open-air сможет порадовать не только красноярцев, но и жителей Ачинска, Лесосибирска и Железногорска.
Я уже не раз упоминал, что работа с краем — один из приоритетов филармонии. Двумя особенными точками притяжения в следующем году для нас станет культурная столица Красноярья 2019 — Ачинск, и наш самый северный Норильск.
Планируя именитых гостей нового концертного сезона, мы сразу же закладываем в план дополнительное выступление в Ачинске. Из подтвержденных на сегодняшний день, например, театр танца «Гжель», Вадим Репин со специальным концертом в рамках Транссибирского арт-фестиваля, и, я надеюсь, даже Российский национальный молодежный симфонический оркестр.
В Норильске продолжит развиваться «Самый северный фестиваль», задуманный мной и реализованный командой филармонии в этом году. Благодаря поддержке Агентства по развитию Норильска и программе «Всероссийские филармонические сезоны», бюджет фестиваля будет удвоен. И уже есть подтверждение от пианиста Дениса Мацуева, который невзирая на погодные риски, готов рискнуть своим гастрольным графиком и дать концерт в Норильске с Красноярским академическим симфоническим оркестром.
В принципе я могу продолжать еще долго, но мне кажется, читателям уже становится понятнее, что без дела мы не сидим.
— С творческой частью разобрались. А на чем делаете акцент, как менеджер и управленец?
— Одним из приоритетов филармонии считаю работу с грантовыми программами. Для воплощения смелых творческих идей всегда найдутся государственные и корпоративные средства. И здесь опять же на авансцену выходит своевременное планирование, актуальность и понятность идей.
Проекты, о которых я ранее упомянул, будут реализованы за счет именно привлеченных средств. Могу официально заявить, что на сегодня объем таких средств на 2019 год уже 6,5 миллионов рублей. Мне важно подчеркнуть, что это дополнительное финансирование, а не краевой бюджет.
Можно ли считать этот результат мерилом эффективности нового руководителя? Предлагаю оставить обсуждение вопроса читателям телеграм-каналов.
— Почему вообще Норильск стал целью? Вы организовали там первое за десять лет выступление симфонического оркестра и планируете продолжать.
— Надо всегда браться за самое сложное. В случае с Норильском — основная сложность — транспортные издержки и метеоусловия. Нестабильные и очень дорогие перелеты, по сути, лишили город масштабных оркестровых проектов, требующих четкой логистики. Хотя в Норильске прекрасный музыкальный колледж и школа, жители лишены доступа к симфонической музыке.
При этом, когда в ноябре мы проводили «Самый северный фестиваль», администрация города оказывала филармонии все возможное содействие. И после рабочей встречи с Натальей Коростелевой (заместитель Главы города Норильска по социальной политике — прим. ред.), я еще раз уверился, что профессионализм и неравнодушие преодолеют любую непогоду!
— Каким вы видите творческое развитие коллективов филармонии?
— Безусловно, я претендую на определенное кураторство. Генеральный директор должен формировать вектор творческого развития, если будет угодно. Но в большей степени как эксперт музыкального рынка, как человек, который понимает где, что и как должно «выстрелить», какой аудитории можно предложить творческий продукт.
Ответственность же за новые программы, их качество и содержание лежит на плечах творческого актива филармонии, художественных руководителях отдельных коллективов, коих у нас целых четырнадцать! Поставить понятные задачи, обеспечить артистов ресурсами для их выполнения — это моя прямая обязанность. А вот лезть в голову творца, на мой взгляд — форменное самоуправство. Навязанное сверху, никогда не приводило к достойному творческому результату.
Другое дело — крупные имиджевые проекты. События, нацеленные на привлечение внимания к краю на всероссийском и желательно международном уровне. Поиск идей, участников и экспертов для таких мероприятий — наиболее креативная составляющая моей работы. При правильной стратегии Красноярск станет центром музыкальной жизни всего Сибирского федерального округа.
— Давайте немного отвлечемся от рабочего. Минутка личного. В чем ваша мотивация переезда в Красноярск?
— Если ты профессионал, готов брать на себя ответственность, умеешь ставить конкретные цели — есть все шансы делать жизнь вокруг себя лучше. Да, может звучать пафосно, но это так. Просто критиковать несовершенство какой-либо системы, это, наверное, тоже путь. Но вот заняться ее реальным совершенствованием, работа, ради которой хочется вставать по утрам. Даже если на улице минус 30! Вы же понимаете, о чем я говорю?
Красноярская филармония — настоящий гигант. Результаты принятых управленческих решений начинают появляться не через месяц и даже не через два. Но, когда ты осознаешь, что махина сдвинулась, испытываешь настоящий восторг.
Да, работать в столице — это комфорт, да, быть рядом с выдающей творческой личностью — большая честь. Но разве можно довольствоваться достигнутым? Это не в моих правилах.
— В Красноярске вам не грустно?
— Мне некогда грустить. Я мало сплю и много работаю. А грустно мне бывает только когда ругает жена за то, что поздно появляюсь дома.
— Кстати, о доме. Где вы живете? Были вообще в «Соснах», куда вас «прописали» все те же телеграм-каналы?
— Бывал! Только не в самом поселке, а рядом. В одном удивительно красивом месте на берегу Енисея — Успенском мужском монастыре. Это одно из первых мест, которое я показал семье после переезда в Красноярск. Всем очень понравилось, а дочь вообще была в неописуемом восторге от такого количества уточек.
При обсуждении условий моей работы в новом городе я задал вполне логичный вопрос: «Предоставляется ли жилье?». Мне аргументировано объяснили, что генеральный директор не может претендовать на служебное жилье по закону края. Так что внимательно изучил городской ландшафт и решил арендовать квартиру на «Южном берегу».
Район новый, хорошо развит, сразу видно семейный. В итоге довольны остались все — и супруга, и теща, и дочь, и даже собака.
— Еще часто пишут о вашей баснословной зарплате. Баснословной для директора государственного учреждения.
— Опять смешно и немного неловко за компетенцию «экспертов»! Есть строгие нормы, регламентирующие заработную плату руководителей учреждений. Объем выплат строго увязан со средней заработной платой сотрудников. Называть конкретную цифру считаю неприемлемым, хотя самые заинтересованные ревнители справедливости всегда смогут познакомиться с моей декларацией, которую ежегодно публикуют в официальных источниках.
— Как складываются ваши отношения с бизнес-элитой края?
— Благодаря крупным проектам этой осени я успел лично познакомиться с несколькими владельцами частного бизнеса. Люди этого круга вызывают у меня уважение — их успех — это успех, созданный своими руками, неимоверным трудолюбием.
Для формирования деловых или личных отношений с бизнес-сообществом недостаточно переехать из Москвы в Красноярск и сказать: «Вот он я. И галстук у меня дорогой». Тут нужно доказывать свою компетентность, строить репутацию. И только после этого можно выходить на совместные проекты.
Филармония всегда может создать нечто большее при дополнительной частной поддержке. В планах запуск попечительского совета, но не как формального статусного органа при главной концертной организации города, а как активного клуба друзей, неравнодушных к нашей деятельности. Друзей, без поддержки и экспертизы которых, мы вряд ли решимся на самые амбициозные планы.
— Вы сказали о дорогом галстуке. Где их покупаете?
— За галстуки отвечает супруга, а за пиджаки — проверенный портной.
Татьяна Зиза, “Культура24“