ИА “Росбалт” продолжает проект “Петербургский авангард”, посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. Новым героем проекта стала блестящая певица, исполнительница ведущих партий в театре “Санктъ-Петербургъ Опера” Елена Еремеева. Это рослая породистая красавица с интересным лицом, которое способно передать накал самых сильных и сложных чувств большого диапазона. Внешности соответствует голос — яркий, сильный, имеющий множество оттенков — от лирического вишневого до ядовито-медового, горького, трагического.
Среди ролей, которые исполняет Елена Еремева, – Мать в опере-митинге “Крым”, Варвара Васильевна в опере Родиона Щедрина “Не только любовь”, Мария Мнишек в “Борисе Годунове”, княгиня в “Пиковой даме”, Магдалена в “Риголетто”, Лукреция в опере “Поругание Лукреции”. Всех этих женщин объединяют трагические тона. Елена Еремеева убедительна в ролях как злодеек, коварных любовниц, так и в ролях женщин-носительниц нравственного идеала, голоса народной правды.
Блистательно выступила Елена Еремеева в роли председателя колхоза Варвары Васильевны в опере “Не только любовь”. Опера, написанная в 1961 году 29-летним композитором, рассказывает о роковом любовном треугольнике. В одного парня влюбляются две женщины — юная простая девушка и зрелая женщина — председатель колхоза. Елена Еремеева гениально играет гремучую смесь чувств, пришедшихся на долю ее героини Варвары Васильевны.
Елена Еремеева – потомственная петербурженка: мать — искусствовед, отец — художник, ныне академик живописи Олег Аркадьевич Еремеев. В детстве Елена посещала художественную школу, к занятиям музыкой относилась резко отрицательно. Но в 14 лет у нее появился голос, и девочка стала ходить в студию вокального пения во Дворце пионеров у знаменитого педагога Валентины Морено. Дальше была учеба в консерватории в классе Ирины Богачевой, плюс работа в гримерной в Мариинском.
Позже в Мариинском театре Елена солировала в одной из советских опер, а в театре при консерватории участвовала во многих детских операх, исполнила арию Зибеля в “Фаусте”.
Дважды Елену Еремееву приглашали в Китай преподавать вокал в Шанхае. Там она выступала с концертами, плюс выпестовала целую школу учениц. А последние 15 лет артистка работает в театре “Санктъ-Петербургъ Опера”. Со своим меццо-сопрано она пришлась ко двору и исполнила ведущие арии во многих операх.
— Наш театр режиссерский, а не музыкальный. В этом его специфика. Много репетиций, мы должны быть хорошими актерами, — рассказывает Еремеева.
— Елена, а какая роль ваша любимая?
— Варвара Васильевна в опере “Не только любовь”. Это самая трудная и самая радостная роль. Таких женщин, как она — трудоголиков, тянущих за собой целый коллектив ленивых мужиков, — пол России.
— Недавно состоялась премьера оперы-митинга “Крым”, в которой вы сыграли Мать. Многие дети, участвовавшие в опере, выскакивали за кулисы заплаканными. Да и зрители вытирали слезы, я в том числе. Вы создали образ седой Матери-Родины, которая теряет своих детей, призывает воинов к бою. Смешались воспоминания о плакатах и фильмах времен Великой Отечественной, душераздирающие кадры хроники из Украины.
— Мы живем, не понимая, что мир хрупок. У нас тут гламур, чистота, блеск позолоты, покой, порядок, игры тщеславия. Но после первой бомбардировки все ценности возвращаются на свои места, мир воспринимается по-иному. То, что происходит на Украине, — результат 25 лет бездарной политики. Посмотрим, что будет дальше. Но оставаться равнодушными к происходящему невозможно. То, что Крым присоединен к России, я считаю абсолютно правильным и справедливым, выражением воли крымчан, которые всегда называли себя русскими.
Я каждый год отдыхаю в Крыму, в Алупке. Там находится дом у моей подруги-концертмейстера из Перми, обычно отдых сочетается с выступлениями. Мы даем концерты отдыхающим в Воронцовском дворце.
— А как влияет ваша личная жизнь на творчество?
— Опера вытягивает все — душу, время. Если бог дал тебе голос, то за это нужно платить. Вся жизнь проходит на сцене. Многие оперные певцы остаются без семьи. Когда муж пять дней на работе, и у него два выходных, а жена-певица проводит все вечера, включая выходные, в театре, то муж и жена просто не видят друг друга. Плюс гастроли… Единственный выход – это найти себе пару внутри театра, но это не всегда удается.
Мы расстались с моим мужем-композитором, дочь Даша подросла, учится в Академии художеств на искусствоведа, там же работает. По моим стопам она не пошла, хотя в детстве играла в опере “Пиковая дама” маленькую графиню.
— Елена, еще одна ваша замечательная роль – в опере Бенджамина Бриттена “Поругание Лукреции”…
— Это очень сложный проект. Сначала мы учили текст на русском, потом на английском. Яркий трагический сюжет. Но зато спектакль стал номинантом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга “Золотой софит” в сезоне 2004-2005 годов.
— А еще у вас были номинации на премии?
— Недавно мы участвовали во Втором Всероссийском фестивале “Волжские театральные сезоны”, где стали премиантами.
— В каких проектах вы сейчас участвуете?
— Недавно я выступала с органисткой Мариной Вяйзе в финской церкви Святой Марии. Мы исполняли Генделя, Баха, Перголези. Грандиозным и успешным оказался концерт в дуэте с Вяйзе в турку, в самом большом соборе города.
— Какую роль вы бы хотели сыграть?
— Я мечтаю о Кармен.
— Ну и традиционный вопрос — чего не хватает культуре Петербурга?
— Более достойных зарплат для работников сферы культуры.
Ирина Дудина, http://www.rosbalt.ru/piter/2014/08/01/1299217.html