8 февраля 2020 в Малом зале Московской консерватории состоится баянный концерт. Дмитрий Ходанович и Андрей Дмитренко исполнят шедевры академической музыки. В программе концерта – Бах, Скарлатти, Шопен, Лист, Чайковский, Глинка, Рахманинов, а также сочинение В. Бонакова.
Лауреат международного конкурса «Гран-При» (Франция) Дмитрий Ходанович – представитель академической баянной школы, ученик заслуженного артиста России, композитора В. М. Бонакова.
Баянист Ходанович – мастер спорта России по джиу-джитсу, обладатель чёрного пояса, мастер III дана, трёхкратный обладатель Кубка Москвы, вице-президент Московской федерации джиу-джитсу.
Накануне концерта баянист рассказал о предстоящем выступлении.
— Дмитрий, что запомнилось из уроков вашего главного учителя – Владимира Михайловича Бонакова?
– Когда мы встретились впервые, он спросил, кем я хочу стать – баянистом или музыкантом. Я ответил не сразу, интуитивно почувствовав всю глубину его вопроса. Долго размышлял и понял, насколько важно быть именно музыкантом! В программу моего концерта в Малом зале консерватории включены шедевры мировой музыкальной культуры.
В переложении Владимира Михайловича для баяна они приобретают новые краски и звучат совершенно по-другому, по-новому. Как важно быть музыкантом, чтобы суметь передать всё это слушателю!
— В программе прозвучит одно из сочинений Владимира Бонакова. Сложно ли играть в присутствии автора?
– Очень непростой вопрос. Играть в присутствии автора – большая ответственность. Это уникально, когда общаясь с самим композитором, можешь проникнуть во внутренний мир музыканта…
Владимир Михайлович ни в коем случае не диктует, не навязывает свою трактовку, но мои ощущения всегда тревожны, особенно, когда берешься за что-то новое. Играешь, а одним глазом посматриваешь, там ли я нахожусь, в том ли измерении? Имея полную свободу в интерпретации того или иного сочинения, самое важное – уловить его суть.
— Приходилось ли отстаивать свою точку зрения?
– Конечно. Постоянный поиск, именно в нем я нахожу ответы на порой неразрешимые вопросы.
— Вы исполняете в переложении для баяна Баха, Листа, Шопена, Дебюсси, Чайковского и Рахманинова. Сочиняя фортепианную музыку, композиторы рассчитывают на звуковую палитру рояля, педаль. Как передать всё это то на баяне?
– Хочу сравнить рояль с человеческим голосом. У него есть та самая педаль «педаль» и эта педаль – дыхание. В баяне тоже есть дыхание: всё в нем воспроизводится при помощи воздуха. Огромное количество вибрирующих планочек, плюс дерево из которого сделан инструмент. Поэтому, в баяне есть педаль, просто нужно уметь ею пользоваться.
— А как в переложении для баяна передать сложную фактуру фортепианного сочинения?
– Когда создаёшь транскрипцию, произведение практически переписывается заново. В исполнении великого Рахманинова – музыканта и композитора – произведение всегда как бы переосмысливается заново. Создавая транскрипцию, при правильном профессиональном подходе, имеешь возможность более тщательно проникнуть в процесс композиторского творчества.
Ты открываешь текст для себя заново, и можешь поразмыслить, что же действительно хотел сказать автор. На рояле это передается одними средствами, на баяне совершенно другими. Но итоговый эффект должен быть приблизительно одинаковый.
— Как составляете программы своих концертов?
– Вы будете удивлены, но иногда за час и даже за 10 минут до концерта я могу принять решение поменять одно или несколько произведений. У меня большой репертуарный багаж, и такое случалось не раз.
Замены вполне возможны, это зависит от творческого состояния. Для меня огромная честь играть в Малом зале Московской консерватории, и, конечно же, здесь сюрпризов не будет.
— Ваш кумир в искусстве?
– Личность Сергея Васильевича Рахманинова поразительно влияет на меня в течение всей жизни. От этой личности исходит великолепная музыка, а его мастерство игры? Для меня Рахманинов – пример человека невероятно собранного, дисциплинированного, с каким-то потрясающим скрепляющим стержнем внутри! Этому было подчинено всё остальное!
Как он переживал разлуку с Россией, как смог сберечь свой талант вдали от родины! Насколько это сложно потерять все, и начать, как сейчас принято говорить, с нуля… Это начинаешь понимаешь только с возрастом, особенно, если это касается творчества. Добавлю, что к исполнению музыки Рахманинова подхожу особо.
— Как относитесь к творчеству своих коллег?
– Для меня существует только один критерий, любит ли человек музыку. Вообще, всё в этой жизни нужно делать с любовью. Как только ты начинаешь делать что-то без любви, тут же все заканчивается. И еще, искусство и музыка, в особенности, не терпят фальши. Хотел бы пожелать всем музыкантам, работать только по призванию, и с любовью относиться к своему искусству.
— Вы как-то заметили, что в спорте достигли больших результатов, чем в музыке. Влияют ли ваши концертные выступления на исход спортивной борьбы?
– Выход на татами – тоже конкурс. Есть прекрасные музыканты, которые не могут выступать в соревнованиях, теряются. Когда я выходил на свои первые спортивные состязания, может быть, ещё не обладая достаточным мастерством, всегда показывал себя хорошо. Потому что, умение «держать» себя, выработалось от многолетней концертной практики. Для меня это было, как выход на сцену! Вышел, настроился, собрался и начал борьбу.
А получив награды в единоборствах, я ещё больше продвинулся в искусстве владения собой, в дыхании, а это, в свою очередь, очень помогает мне перед концертом.
— Несколько слов о коллеге, который будет выступать с вами 8 февраля.
– Это Андрей Дмитренко – он тоже ученик Бонакова. Когда я поступал в класс Владимира Михайловича, он как раз был выпускником. Через два года мы с ним уже готовились на конкурс. А после него стали солистами Москонцерта, затем начали выступать совместно, и дружба наша стала ещё крепче!..
— Что больше требует времени? Работа над звуком и техникой?
– Этот вопрос волнует постоянно каждого музыканта, каждого педагога. Нужно правильно выстроить свою работу, особенно, когда учишь новое произведение. Как может появиться музыка, когда ты не владеешь какими-то техническими вещами?..
На что больше уходит времени? Много времени уходит на достижение конечного результата. А вот когда ты понимаешь, как это должно звучать, а оно все ещё не звучит… тут наступает самый серьезный момент.
А самое обидное, считаю я, когда исполнитель, овладев всем арсеналом технически, забывает о музыке. Он может всё – а музыки в итоге нет! Все технические приемы – это лишь средства для достижения основной цели – музыкальной!
Татьяна Эсаулова