Дмитрий Бертман побывал в гостях у радиостанци “Культура” и рассказал о своей новой работе. В рамках программы “Действующие лица” с главным режиссером театра “Геликон-опера” беседовала Елена Чишковская.
ДОСЬЕ:
Дмитрий БЕРТМАН родился в Москве. В 1984 году поступил в ГИТИС им. Луначарского (ныне Российская Академия театрального искусства), где получил специальность режиссера музыкального театра.
В 1990 году Дмитрий Бертман создал в Москве музыкальный театр «Геликон-Опера», который в 1993 году получил статус государственного и вскоре выдвинулся в ряд крупнейших оперных театров России. С 1994 года по настоящее время Дмитрий Бертман преподаёт в Оперной студии Берна (Швейцария). Проводит мастер-классы в Московской государственной консерватории им. П. И Чайковского. С 1996 года является художественным руководителем курса режиссуры музыкального театра в РАТИ (бывший ГИТИС), а с 1998 – и курса актёров музыкального театра.
В 1998 году Дмитрий Бертман удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». В 2003 году он возглавил кафедру музыкального театра РАТИ. С 2000 года Дмитрий Бертман является главным режиссёром акции «Звёзды мира – детям», осуществляемой совместно с Монсеррат Кабалье. В 1997–2000 годах трижды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр музыкального театра».
В 2003 году за заслуги в сфере культуры и искусства Дмитрий Бертман награждён национальным французским орденом «Академическая пальмовая ветвь». Указом Президента России в 2005 г. Дмитрию Бертману присвоено звание Народного артиста России. В конце 2005 года Дмитрий Бертман стал лауреатом премии им. К. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство», а в марте 2006 года Бертман был награждён орденом Михаила Ломоносова за заслуги перед Отечеством в области культуры и науки.
– «Борис Годунов» – это великое произведение гениального композитора, который жил давно, но слушается, как будто он наш современник. «Борис Годунов» является лакомым куском для любого исполнителя, потому что с ним связаны важнейшие вехи в культуре: это работа Шаляпина, работы всех русских знаменитых басов, вся плеяда русских знаменитых артистов прошла через эту оперу.
– Сложность с «Борисом Годуновым» в том, что обычно любая оперная драматургия строится на любовной мыльной опере. Кто-то кого-то любит, кто-то к кому-то уходит, кто-то кому-то изменяет. Взять любую оперу: обязательно должна быть куртизанка! И тут появляется «Борис Годунов». Там отсутсвует любовная линия.
– Почему редакция Шостаковича? Она лучшая. Странно, что она исполняется редко и в России не является популярной.
– Я считаю, что режиссеру должно нравиться то, что он делает. Если режиссер говорит: «Я сомневаюсь, у меня не до конца получилось…», это просто безнравственно! Приглашать зрителей на то, что тебе самому не нравится – как готовить еду из тухлых продуктов и приглашать гостей!
Прослушать полную запись интервью можно на сайте радиостанции.
Елена Чишковская, радиостанция “Культура”