15 августа 2020 в 20.30 по московскому времени Кремонский Квартет сыграет программу Quartetto Serioso – струнный квартет Людвига ван Бетховена в рамках первого международного онлайн фестиваля классической музыка BEE250VEN на платформе Classic@Home.
— Симоне, добрый день! Расскажи, пожалуйста, как ты начал учиться играть музыку?
Я читала, что с вашим коллегой по Кремонскому Квартето с Кристиано Гуалько (первая скрипка квартета, прим. ред.) вы дружите с юных лет, как вы познакомились? Могли бы вы рассказать мне небольшую историю об одном из первых случаев, когда вы играли музыку вместе?
— Я начал играть музыку в очень раннем возрасте. У одной нашей пожилой соседки стояло очень красивое фортепиано, и моя мама часто приводила меня к ней в гости, мне тогда было 4 года. Я мог оставать у нее часами только из-за этого фортепиано.
Когда мне было 6, я начал играть на гитаре, а в 8 я попросил ее позволить мне играть на скрипке. Тогда она привела меня к одному очень пожилому учителю, заниматься с которым мне было настолько скучно, что через год я решил перестать играть на скрипке и перешел на блокфлейту. Я успешно овладел этим инструментом, да так, что уже собирался связать свою жизнь с ним. Но в возрасте 15 лет я снова начал скучать по скрипке, и мама опять привела меня к моему первому пожилому учителю.
Слава Богу, сестра моей мамы тогда подсказала нам, что нужно сменить учителя, и так я попал к очень знаменитому учителю Миланской Консерватории. Он же и посоветовал мне сменить инструмент и перейти на альт и оказался прав!
Таким образом, я поехал поступать в Генуэзскую Консерваторию и готовился к экзамену у друга моего преподавателя по имени Джулиано Паганини. Представляете, Паганини, тогда я не мог поверить, что его зовут именно так! Я поступил в Генуэзскую Консерваторию в 16 и закончил магистратуру в 21 год. А когда мне было 25 лет, мы уже создали Кремонский Квартет.
С Кристиано (Кристиано Гуалько, первая скрипка Кремонского Квартета, прим. ред.), моим очень близким другом, мы познакомились в консерватории, когда мы встретились, мне было 17, а ему – 18. Познакомились мы очень смешным образом – Кристиано жил за городом, ему часто приходилось приезжать в консерваторию на уроки, и иногда он не мог вернуться ночевать домой, так как добраться на транспорте после 8 вечера было невозможно, а машины у него тогда еще не было, и он всех спрашивал, где бы он мог остановиться.
И один раз, хотя мы до этого вообще не общались, я предложил ему остановиться у меня. Вот так и началась наша долгая дружба и творческое сотрудничество. С тех пор, несмотря на то, что каждый из нас успел пожить заграницей, мы продолжали поддерживать контакт и играть музыку вместе.
— Расскажите мне немного о том, как был создан Quartetto di Cremona? Вы играете вместе уже 20 лет. Не могли бы вы назвать мне один из концертов или памятных событий, которые остаются особенно ценными для истории Quartetto?
Однажды во время концерта, который я и Кристиано играли с камерным оркестром, он подошел и спросил меня: “Симоне, а почему бы нам не играть вместе квартетом?” Я, конечно, сразу же согласился, вообще не подумав о том, что это вообще может значить.
В первой формации Кремонского Квартета Кристиано стал первой скрипкой, я играл на альте, и к нам присоединились вторая скрипка и виолончель. В течении первых двух лет, у нас несколько раз менялись вторые скрипки, а потом, как сейчас помню, это было 11 декабря 2001 года, вторая скрипка и виолончель решили от нас уйти.
Какое-то время мы с Кристиано играли вдвоем, как Duo di Cremona, но мы не хотели оставлять идею квартета, в этой формации мы стали успешны и сразу же получили признание музыкального мира. Так, в январе 2002 года, когда мы случайно встретили Паоло Андреоли, вторую скрипку, и Джованни Скалионе, виолончелиста, то решили сначала попробовать поиграть этим составом полгода, до июня. А потом нам так понравилось работать вместе, что мы сохранили состав на протяжении всех 20 лет.
Что касается знаменательных концертов или вытуплений, то их, конечно, было уже очень много. Одним из таких событий стал наш дебютный концерт в лондонском Wigmore Hall, ведь этот зал по праву считается храмом европейской камерной музыки.
Еще я особенно хорошо помню концерт для Società del Quartetto di Milano, одного из самых важных и старинных сообществ камерной музыки в Европе, где мы играли все квартеты Бетховена. Перед нами там же играл знаменитый Токийский Струнный Квартет, это было просто непередаваемое ощущение.
— Я читала, что Quartetto di Cremona не будет участвовать в выступлениях, где необходимо сократить количество исполнителей на сцене. Какие другие/правила остаются особенно важными для Quartetto di Cremona при выборе программы, концертов или мест для выступлений?
— Когда мы выбираем музыку для исполнения, мы почти никогда не играем произведений, где мы не может выступать вчетвером. Крайне редко, и тогда мы обязательно включаем в программу произведения для квартета. Мы представляем квартет как целостную единицу и идентифицируем себя с ним.
Другое дело, когда кто-то захочет сыграть как солист или с другим коллективом, но когда мы играем все вместе, то стараемся сохранять формацию квартета. Мы все приняли эти правила и отказывались, если нам, например, предлагали, сыграть в оркестре.
Мы очень верим в квартет, как в формацию, это важно для всех четверых. Если бы мы считали иначе, то были бы просто ансамблем из четырех музыкантов, а не настоящим струнным квартетом. Я бы сказал, что это – главное правило, существующее для нас, плюс уважение к мнению и взглядам коллег.
А еще для нас очень важно, чтобы зрители просто слушали нас, когда мы выступаем и не делали ничего другого.
В последние пять лет, мы стараемся играть одно-два новых произведения в год, а так же любим играть новую музыку современных композиторов. Например, недавно мы получили произведение композитора Фабио Вакки, имеющее в своей основе композицию фуги, а также произведение фантастического израильского композитора Авии Копельман.
Для нас действительно важно не просто играть красивую музыку и радовать ей зрителя, но и, скажем так, передавать музыкой определенную мысль и идею.
— Как Quartetto di Cremona и вы, в частности, справлялись со временем, прошедшим с начала пандемии коронавируса? Правильно ли я считаю, что вы провели все это время в Италии? Заставили ли нынешние обстоятельства вас познакомиться друг с другом с новой точки зрения, несмотря на 20 лет существования коллектива?
— Локдаун был сложным периодом, хотя мы и смогли передохнуть и сделать паузу в том сумасшедшем ритме и череде концертов и путешествий, в которой мы обычно живем. Каждый из нас смог создать свое собственное “измерение” для занятий.
Вообще, мы не репетировали вместе с видео, просто созванивались по телефону, много общались и старались сделать это время как можно лучше, проводя его с близкими и читая книги, думаю о красоте, которую нам довелось узнать в прошлом и мечтая о будущем, хоть это и было очень непросто для всех нас.
Я помню, что мы перестали работать 8го марта. Мы тогда только вернулись из Марокко, где только что сыграли концерт и уже были наслышаны о происходящем в Европе. Нам вообще в тот момент очень повезло, что мы смогла вернуться в Милан, я помню, каким пустым был тогда Миланский аэропорт. И тогда мы еще думали, что через месяц сможем возобновить работу, но потом прошел Апрель, Май, и это сильно изменило нашу перспективу.
А когда мы вновь встретились вчетвером 10 июня, мы заново открыли для себя удовольствие исполнения музыки вместе, игры квартетом, и снова поняли, как же нам нравится быть в этом коллективе. Представляете, ведь коллектив существует уже 20 лет, мы так давно и хорошо друг друга знаем, но в тот момент снова прочувствовали тот энтузиазм и энергию, которую получаем от совместной игры. Это стало важным открытием для всех нас.
— Как и когда вы решили присоединиться к фестивалю BEE250VEN?
— Когда мы получили приглашение играть на фестивале BEE250VEN, мы одновременно очень обрадовались и заволновались, ведь мы до этого никогда не участвовали в онлайн-проектах подобного плана.
Мы знакомы с Федором (Федор Елесин, виолончелист и интендант фестиваля BEE250VEN, прим. ред.) уже много лет и знаем, что он организовывает интересные и красивые проекты. В идее выступать на онлайн-фестивале нас так же поддержал наш друг и агент Дмитрий, с которым мы работаем уже очень много лет. Так мы и решили принять участие в этом проекте, что стало действительно интересным, замечательным опытом.
Мы очень рады, что решились на это! К фестивалю присоединилось много потрясающих музыкантов, а у Федор в итоге создал особенное и очень важное онлайн-событие в мире музыки. Вообще, я думаю, что это мероприятие подарит зрителям именно те эмоции, которые они получали на живых концертах и вообще даст некую надежду на будущее.
— Расскажите, пожалуйста, немного о выборе программы для вашего предстоящего концерта во время фестиваля – Quartetto Serioso?
— Мы очень любим Quartetto Serioso, нашу программу (Струнный квартет Бетховена Nr.11 f-Moll опус .95, прим. ред.) и стараемся играть ее как можно чаще. Мы считаем, что она очень хорошо передает личность Бетховена и открывает сразу две двери – дверь в музыкальное прошлое и в музыкальное будущее.
В этом квартете Бетховен много экспериментирует, где-то даже порывает с традицией и пробует новые приемы. Например, в квартете нет менуэтов, а последняя часть даже напоминает музыку романтизма, в частности, Шумана или Брамса.
А вообще, мы думаем, что в жизни иногда очень важно быть “Сериозо” (улыбается).
— И последний вопрос: Я знаю, что вы несколько раз выступали в России. Что вам больше всего понравилось в нашей стране? И есть ли какой-то русский композитор, которого Quartetto di Cremona может включить в список своих любимых?
— В России мы выступали три раза – в Петербурге и в Воронеже, и каждый раз нам очень нравилось бывать в этой стране. Безусловно, Россия – страна великой культуры и музыки, великих музыкантов. Например, я очень люблю альтистов Рудольфа Баршая, Федора Дружинина, учителя Юрия Башмета, и моего любимого учителя Михаила Кугеля, а также многих других.
А из русской литературы я, например. очень люблю Пушкина. Мы каждый раз были просто поражены красотой этой страны, а еще нам запомнилось гостеприимство людей.
Что касается русских композиторов, то мы больше всего любим Шостаковича, играли практически все его произведения для квартета и хотели бы посвятить ему отдельную программу в будущем. Как композитор он просто невероятен!
Беседовала Любовь Левкина, пресс-служба BEE250VEN