14 ноября 2019 начнет свою работу VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум.
Его основная тема в этом году: «Культурные коды в условиях глобализации». Участником предстоящего смотра станет и балетмейстер, народный артист России Борис Эйфман.
– Вам предстоит быть со-руководителем секции «Балет и танец» в рамках Санкт-Петербургского культурного форума. О чем планируете говорить?
– Одним из лейтмотивов балетной секции VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума станет тема «Культура и дети». Так, в частности, будет называться круглый стол, который пройдет 14 ноября в Главном штабе Эрмитажа.
Мы пригласили к участию в дискуссии известнейших деятелей культуры и образования, чей профессиональный путь связан с поддержкой молодых поколений. Это президент Пекинской академии танца Го Лей, художественный руководитель международного конкурса учеников балетных школ Youth America Grand Prix Лариса Савельева, прима Государственного балета Берлина и основательница проходящего в Мексике Международного фестиваля танца Danzatlan Элиза Кабрера, руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева и ряд других экспертов.
Мы часто слышим красивые фразы вроде «Дети – наше будущее». С такими высказываниями не поспоришь, однако сегодня за это будущее нужно активно бороться. Если у государства и общества не появится реальной программы по приобщению юных россиян к миру высокой культуры, то духовный кризис периода 1990-х не просто повторится, но примет еще более тяжелые формы.
– Вы не в первый раз принимаете участие в Культурном форуме. Какое значение имеет это мероприятие лично для вас?
– Форум дает шанс обсудить с коллегами со всего мира наиболее значимые вопросы нашей творческой и профессиональной жизни. К сожалению, тот ритм, в котором сегодня существуют представители мира культуры и искусства, зачастую не оставляет подобной возможности. Каждый из нас так или иначе сосредоточен на решении собственных проблем и задач. Мы в какой-то степени замыкаемся на себе, что, конечно, неправильно. Форум позволяет вести с коллегами диалог, обмениваться с ними опытом, расширяя свое представление о процессах, происходящих в современной культуре.
– Одним из наиболее важных событий в рамках Форума станет открытие Детского театра танца. Расскажите об этом подробнее.
– Детский театр танца – уникальный проект, призванный укрепить статус Санкт-Петербурга как ведущего мирового центра балета. Эта современная площадка будет принимать любительские и профессиональные коллективы юных исполнителей со всей России, а также из-за рубежа. Кроме того, в стенах нового театра смогут реализовать свои первые замыслы молодые хореографы, лишь начинающие творческий путь.
Аналогов такому учреждению в мире нет. Более того: под одной крышей с полноценным театром работает общеобразовательная школа. Ее посещают воспитанники нашей Академии танца. Синхронное функционирование этих двух разных заведений в одном пространстве также довольно необычно.
Вместе с Академией, ее музеем и запланированным новым интернатом для наших воспитанников (он будет построен в скором времени) Детский театр танца образует целый балетный кампус – мощный образовательный и учебный комплекс. В честь открытия площадки 16 ноября состоится гала-концерт. Ученики Академии танца представят мой балет «Мусагет» – посвящение Баланчину – и образцы классической хореографии.
Также на сцену нового театра выйдут воспитанники Пекинской академии танца и Школы Государственного балета Берлина. Они исполнят произведения известных современных хореографов Кристофера Уилдона, Марко Гекке и Грегора Зайфферта.
– 2019 год стал для вас активным в плане гастролей и перемещений. Как вам кажется, почему к российскому танцу приковано такое внимание?
– Действительно, за один только год наш театр посетил США, Канаду, Японию, Китай, Германию, ряд других стран. Впереди – большие гастроли во Франции и Нидерландах. Во всех этих странах мы выступаем далеко не впервые, однако интерес местных зрителей к нашему искусству лишь возрастает.
Полагаю, одна из причин такой успешности – универсальность языка танца, который одинаково понятен представителям разных культур, религий и политических систем. Именно балетному искусству в сегодняшнее непростое время под силу снизить остроту глобальных противоречий и помочь людям обрести взаимопонимание. Наш театр гордится тем, что участвует в гуманитарной дипломатии и представляет в мире культуру России.
– Как принимают российских артистов за рубежом?
– Я могу говорить, прежде всего, о своем театре. Мы ежегодно выступаем в Европе, Америке, Азии, показывая за рубежом хореографическое искусство современной России. Публика всех частей света встречает нас восторженными овациями. Причем это не искусственно организованная массовая истерия (характерная, скажем, для поп-культуры), а естественная реакция людей на те сильнейшие эмоции, которые дает зрителю труппа. Маркетинговые технологии способны обеспечить ажиотажный спрос на определенный продукт, но запрограммировать живой отклик в человеческой душе невозможно.
– Есть ли проект, который Вы еще не осуществили, но очень бы хотели?
– Таких нереализованных пока проектов немало. Из суеверия не буду говорить об этом подробно. Как правило, я стараюсь не хоронить свои идеи – даже если понимаю, что сейчас не готов воплотить их в жизнь. Чаще просто откладываю такие замыслы в сторону – «до лучших времен». Каждая рождающаяся идея так или иначе влияет на меня и мое творчество.
Например, в свое время я хотел сочинить балет о жизни Фрейда. Этот спектакль по ряду причин не состоялся, зато впоследствии в репертуаре нашего театра появилась постановка «Up & Down» по роману Фицджеральда «Ночь нежна» – уникальный образец психоанализа в танце.
– Что в ваших ближайших творческих планах?
– В январе в Петербурге должны состояться съемки фильма-балета «Эффект Пигмалиона». Экранные версии наших спектаклей очень востребованы. Фильм «Братья Карамазовы» в этом году с большим успехом идет в российских и зарубежных кинотеатрах в рамках проектов Theatre HD и Stage Russia HD. Другая наша киноверсия, «Чайковский. PRO et CONTRA», была включена в программу престижного фестиваля San Francisco Dance Film Festival. Мы хотим продолжить развивать это направление и открыть неизведанные возможности пластического киноискусства.
Свободное же от съемок и гастролей время будет посвящено репетициям нового балета о Мольере. Надеемся представить его в июле следующего года в Санкт-Петербурге. В этой работе я соединяю танец и драму и с помощью их синтеза исследую одну из самых интересных и важных для меня сфер – мир театрального искусства.
Алина Артес, телеканал “Культура”