Зальцбургский фестиваль все-таки отмечает 100-летний юбилей. В афише запланирована полноценная постановка оперы Моцарта “Так поступают все”.
Ставит спектакль немецкий режиссер Кристоф Лой, среди его участников солист “Новой оперы”, тенор Богдан Волков, единственный, кто приглашен из России.
— Как удалось прорваться из Москвы за “закрытую” границу?
— Очень тяжело. Тесты на коронавирус, которые надо предоставлять по приезде в Австрию, пришлось сдавать часто.
Прямых рейсов не было – искал маршрут с пересадками, три рейса отменились. С визой помог Зальцбургский фестиваль – вопрос решался на уровне правительства Австрии…
— Зальцбургский знаменит тем, что собирает лучших артистов, отличившихся в последние сезоны. Все ваши дебюты, включая, пожалуй, главный – в партии Гвидона в “Сказке о царе Салтане” Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Чернякова в театре Ла Монне, стали яркими событиями в оперном театре.
— Я много работаю для того, чтобы все складывалось правильно, но для успеха должно сойтись еще много разных факторов. Когда ситуация на 99 процентов невозможна, нужно умудриться попасть в одну сотую, тогда все сложится.
Мы с режиссером Кристофом Лоем обсуждали, как нам повезло, что мы находимся в Австрии, где эпидемиологическая ситуация самая благоприятная в сравнении с другими странами. Здесь все поделены на несколько групп риска. Мы – оперные солисты и музыканты оркестра находимся в самой главной группе риска – красной, когда люди работают без масок, без дистанции на сцене.
Нас тестируют регулярно. Выдали специальные дневнички, куда мы записываем, с кем контактируем вне театра, чтобы в случае чего цепочка сразу отслеживалась. Выдают маски, есть и санитайзеры.
— А какая в Зальцбурге ситуация за пределами театра, на улицах?
— Мы, музыканты, работаем как и раньше, но после репетиций надеваем маски и расходимся на безопасную дистанцию. При этом на улицах толпы народа в ресторане, магазинах, и мне странно, почему именно театр оказался в самых невыгодных условиях? Ведь и в метро, и в самолетах уже полно людей. А публика мечтает вернуться в театры.
Мне кажется, что надо пойти навстречу артистам и зрителям и понять, что нам всем очень нужен театр. Люди, которые ходят в музыкальный театр, самые ответственные.
— Как вы вообще попали в состав постановки “Так поступают все”?
— Есть и агент, и организаторы фестиваля, есть и профессиональные связи с теми, с кем сотрудничал раньше. В моем случае сошлось много факторов.
Несколько месяцев назад я работал с режиссером Кристофом Лоем в Осло над постановкой “Евгения Онегина”. А на Зальцбургском фестивале он должен был ставить “Бориса Годунова” Мусоргского, а я – петь партию Юродивого. Но спектакль отменился.
— Петь Моцарта в Зальцбурге невероятно ответственно. Вы как-то особенно готовились к своей партии Феррандо?
— Феррандо был моей первой моцартовской партией, которую я исполнял на фестивале в Глайндборне, получив там незабываемый опыт в 17 спектаклях. Потом пел эту партию и в Большом театре.
Мой моцартовский опыт включает также партию Оттавио в “Дон Жуане”, которую я исполнял в Театре Станиславского, и Тамино в опере Лос-Анджелеса.
— О методе работы с режиссером Кристофом Лоем сегодня много говорят. Он тоже вас впечатлил?
— Я заметил, что он, как и Дмитрий Черняков, приходит на репетиции не с клавиром, а с партитурой, предпочитая видеть всю ткань оркестра, каждый голос.
Кристоф – очень эрудированный специалист, досконально изучающий все, связанное с той или иной оперой, над которой работает. Он излучает благородную и добрую энергетику.
Вообще, самое лучшее для результата, когда собирается хорошая команда, когда дирижер и режиссер – два главных человека в создании спектакля – находят контакт друг с другом, работают вместе на всех репетициях. Тогда и у артистов не возникает ощущения “сопротивления материала”. Все должны быть на одной волне.
Владимир Дудин, РГ